Как справиться со страхом потери авторитета в глазах подчиненных
Общеизвестно, что доброжелательные отношения внутри рабочего коллектива не только благоприятно воздействуют на сам процесс труда, но и значительно повышают качество работы и эффективность каждого сотрудника.
Вопросом о том, как же создать и сохранить на долгое время эти отношения, при этом не потеряв своего авторитета, пожалуй, задавался каждый руководитель. Давайте разберемся в этом непростом деле.
Чрезвычайно сложно дать какой-либо единственный и универсальный совет, который смог бы использовать любой в подобной ситуации. Каждый коллектив, безусловно, индивидуален - от рода деятельности и возрастного разброса до традиций и особенностей специализации.
Как отмечает главный врач Центра душевного здоровья "Альтер" Андрей Шлимович, страх потерять свой авторитет в глазах подчиненных вызван в первую очередь смятением. Каждый руководитель - в первую очередь лидер среди своих сотрудников, и именно на своей ведущей роли он должен сконцентрироваться.
Для того, чтобы это сделать необходимо понять, как формируется само понятие «авторитет». Слово «авторитет» произошло от латинского «auctoritas» = «влияние», нередко оно ассоциируется у людей с умением не столько вызывать уважение и доверие, сколько внушать страх и нежелание сопротивляться воле такого индивидуума. Однако руководитель, вызывающий у своих подчиненных страх - никогда не сможет сформировать комфортные условия работы внутри коллектива.
Смените слово «подчиненный» на «сотрудник» и «коллега», прочувствуйте, насколько разное отношение транслируется человеку (хотя мы меняем только «название»). Люди, с которыми мы работаем - индивидуальны, полны своих переживаний и проблем, стремлений и желаний, и, как бы это не показалось банальным, все хотят быть замеченными, хотят чувствовать себя нужными.
Руководитель в большинстве современных коллективов - это лицо карающее, с которым встречаются только в случае проблем и ошибок/выговора/увольнения. Находясь вне коллектива, выше его - вы не сможете сделать ваших коллег счастливее, а свой бизнес - успешнее.
Даже минимальная заинтересованность, будь то общее собрание со всеми сотрудниками для обсуждения или подведения итогов, информация о жизни и ситуации ваших коллег может стать ключевым шагом навстречу к формированию доверительных и взаимно уважительных отношений.
В процессе формирования этических норм внутри коллектива, не забывайте - что вы, несмотря на руководящую должность, так же являетесь его частью. А значит, все те правила, которые вы прививаете, должны соблюдаться и вами; а та идеология, к достижению которой вы стремитесь - должна отражать и ваши искренние намерения.
Оставайтесь специалистом своей области, делайте свою работу на максимуме своих сил и возможностей - и вы никогда не потеряете своего авторитета у коллег, и коллектив будет существовать как единое целое и семья.