
Искусствотерапия в работе с детьми и подростками
Аннотация. В статье автор рассматривает искусствотерапию как метод работы с детьми и подростками, раскрывает суть данного понятия, анализирует отдельные важные аспекты этого направления работы и приводит доводы в пользу эффективности искусствотерапии. Где арт-терапевтическое воздействие включает не только визуально-пластические средства, средства музыкальной и танцевально-двигательной экспрессии, но и изобразительную деятельность. которая выступает в качестве основополагающей.
Ключевые слова: арт-терапия, искусствотерапия, человек, искусство, творчество, ребенок, подросток, творчество, коррекция, воспитание.
В жизни многих людей искусство прямо или опосредованно играет очень большую роль. Искусство влияет на человека с помощью идей и образов, оно вдохновляет, вызывает эмоции, заставляет задуматься. С помощью искусства человек познавал и осмыслял мир на протяжении веков и продолжает делать это и по сей момент. Искусство отражает реальность, искусство отражает её изменения. И, конечно же, оно воспитывает личность. «Искусство раздвигает рамки жизни индивида, позволяет наполнить нереализованные возможности, преодолеть самоограничение человека».
Искусство находит себе применение не только в возвышенных, отвлеченных от обыденности плоскостях, но и в социально-значимых сферах. Например, уже в первой половине ХХ в. в Соединенных штатах Америки и странах Европы в области здравоохранения начинает развиваться новое направление – искусствотерапия (иначе – арт-терапия, от англ. arts therapies). Под арт-терапией понимают направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, которое основано на занятиях человека изобразительным творчеством с целью изменения своего психоэмоционального состояния в сторону гармонизации. Достигается это с помощью развития человеком навыков самовыражения и самопознания.
Термин «арт-терапия» в 1938 ввел в употребление британский художник Адриан Хилл, повествуя о своем опыте работы с туберкулезными больными. Он писал: «Когда творческая энергия находит удовлетворение, она становится надежной опорой, дающей силы в трудные моменты, она приносит нам здоровье». Художник познал это на собственном опыте. Именно применение данного метода помогло исцелиться самому А. Хиллу, а также его многочисленным подопечным, пациентам больниц, с которыми он лично занимался арт-терапией.
Также положительное влияние творческих занятий на здоровье детей признавали такие художники и педагоги как М. Петри, Д. Барух, Е. Кейн и Г. Рид. Они обратили внимание на то, что творчество может производить коррекционный эффект, задействуя психические ресурсы ребенка.
Искусство позволяет ребенку выразить различные чувства, скрытые в глубине его психики. Арт-терапия основана на теории о том, что содержание внутреннего «Я» человека находит отражение в тех образах, что он создает во время творческого процесса. Также, К. Рудестам отмечает, что арт-терапия позволяет установить доверительные межличностные контакты, уменьшает напряжение и неопределенность.
В области искусствотерапии детей и подростков большую популярность получили работы Эдит Крамер. В своих книгах «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия» автор излагает свои взгляды на терапевтический потенциал детского творчества и его природу. Например, Э. Крамер считает, что творческую деятельность ребенка необходимо изучать вкупе с его потребностью в общении и внешних связях и что такая деятельность является важным способом коммуникации. Также Э. Крамер пишет, что присутствие специалиста рядом с ребенком в процессе творчества позволяет лучше изучить коммуникативный потенциал изобразительной деятельности.
Искусствотерапия часто используется для работы с детьми и подростками, однако она эффективна и для взрослых пациентов. Ведь через искусство человек любого возраста может приемлемым способом и с меньшей самоцензурой высказаться и выразить свои эмоции.
Искусстовтерапия помогает со многими запросами (например, с тревожностью, ПТСР, различными зависимостями), работает и с душой человека, и с его психикой, и с его телом, а также легко адаптируется под конкретный запрос клиента. Например, методы искусствотерапии применялись в США при реабилитации детей-узников фашистских концентрационных лагерей.
На данный момент человек, желающий работать в данном направлении в сферах образования, здравоохранения или социального ухода может обучиться искусствотерапии в учреждениях высшего образования и получить соответствующую квалификацию. Например, в Латвии законодательно признана профессия искусствотерапевта.
Арт-терапия способствует раскрытию внутренних ресурсов ребенка, способных оказать самоисцеляющее воздействие на его личность. В любом возрасте человек испытывает потребность в отображении своего внутреннего мира и арт-терапия дает ему такую возможность. С помощью творчества ребенок способен переработать свои травмы и переживания, отобразить волнующую его реальность, выработать адаптивные механизмы. Искусствотерапия строится на утверждении, что творчество целительно само по себе. И это так, ведь через него ребенок, подросток или взрослый может выразить себя, свои затаенные мысли, глубоко спрятанные боли, освободившись от которых он по-настоящему исцелится и сможет гармонично развиваться и реализовывать свой потенциал.