
Кратко о экзистенциальной психологии
Экзистенциальное направление в психологии, с одной стороны, весьма популярно, тиражи книг Ирвина Ялома, Виктора Франкла не дадут соврать. С другой многие моменты насчет ее определения остаются довольно мутными. Если в философии, например за статью "экзистенциализм — это гуманизм" Жан-Поль Сартр получил ответ от Мартина Хайдеггера что это не так, то в психологии все гораздо менее ясно и этот тезис вполне может оказаться верен. Отделить экзистенциальное направление от гуманистического весьма проблематично. Эрих Фромм, обычно причисляемый к гуманистическому направлению, писал на вполне экзистенциальные темы, отношение к свободе, искусстве быть и любить.
Так же в книгах "Экзистенциальная психология" под редакцией Ролло Мейя и "Теория и практика экзистенциальной психологии" авторами являются такие гуманисты как Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и ряд мыслителей других направлений, как например Гордон Олпорт, Юджин Минковски. Глядя на все это, становится понятно, что ничего не понятно. Где заканчивается гуманизм и начинается экзистенциализм в психологии довольно слабо расчерчено. Обычно говорят, что экзистенциальное направление входит в гуманистическое. На самом деле такая формулировка мало что объясняет, внутренняя четкая граница между ними так и не проводится. Попробую рискнуть и дать некоторое расплывчатое определение экзистенциального направления в психологии перечислив несколько признаков.
Первыми них является использование феноменологического метода (Гуссерль, Хайдеггер). Для того что бы говорить о своей жизни, необходим метод описательной психологии и феноменология выполняет эту функцию. Она обращает внимание человека от сути вещей к тому, как он их видит, как он накладывает смыслы на вещи и ситуации. Феноменология, это то, что позволяет себя обнаружить, через личные переживания, через личный взгляд, позволяет почувствовать себя субъектом, она устраняет беспристрастный взгляд сверху которому учит наше общество и наука. В ряде направлений феноменология больше используется, в ряде меньше.
Другой характерной чертой экзистенциальной психологии - если сказать словами Сартра: "Существование предшествует сущности". На язык человеческий это переводиться примерно следующим образом: каждый из нас создает самого себя по средством действий, выбора. Каждый человек активный субъект, он не запрограммирован и находиться в процессе становления до самой смерти.
От сюда же исходит тема свободы воли. Экзистенциальная психология не говорит о полностью свободной воле. Каждый из нас постоянно сознательно делает выборы большие или маленькие, это факт. То есть у человека имеется переживание свободной воли, на этом и акцентуирует внимание экзистенциальная психология. Физиологический компонент ее не интересует. Эта свободная воля и есть то что нас создает как личностей. Чем более осознанно человек выбирает, тем больше он воплощает себя. Но нужно еще сначала решиться быть не как все, выбрать быть собой.
Экзистенциальная терапия не отрицает истинность других методов. Она лишь концентрируется на том, что они упустили, на истинно человеческом способе бытия. Большая часть основателей экзистенциального направления в начале были психоаналитиками. А в психоанализе теория Эго была в довольно зачаточном состоянии в момент становления экзистенциальной психологии. Человек мыслился как раб инстинктов. Экзистенциалисты инстинкты/драйвы не отрицают, они так и остаются в фундаменте всей системы, но их волнует больше то, что человек может через них переступить, что они не определяют все его поведение целиком. Ряд психологов, например Мей и Ялом считают экзистенциальное направление не самостоятельным методом, направленным для решения определенных жизненных задач.
Экзистенциальная психология/психотерапия не является набором техник, это скорее базовый интерес к другому человеку, его способу жить, структуре переживаний, внутреннему миру. В ней рассматривается отношение к жизни, смерти, свободе, ответственность, смысл жизнь и иные бытийные вопросы.
Таким образом экзистенциальная психология заняла пустующее место, которое оставили без внимания иные направления. Ее самостоятельность скорее вопрос дискуссионный.