Как личность руководителя - нарцисса влияет на бизнесс процессы.
В любой кампании, корпорации роль лидера трудно недооценить. Скрытое и явное влияние оказывают его стиль общения с командой, его цели, мотивы, его внутренние и внешние конфликты. Все это встроено в «прошивку» организации. В данной статье хочу рассмотреть руководителя – нарцисса. Люди с этой структурой личности часто бывают успешными и в руководителей или владельцев бизнеса они выбиваются тоже часто. Имея потребность в статусе, престиже и влиянии, очаровании, многие нарциссические личности со временем оказываются на лидерских позициях. Способность нарциссов манипулировать окружающими и их умение быстро устанавливать пусть и неглубокие отношения помогают им при продвижении по карьерной лестнице. Нарциссизм имеет диапазон от здорового самоуважения до патологического эгоизма. А потому нарциссизм принято разграничивать на конструктивный и деструктивный. Конструктивные нарциссы стремятся к величию. Но их цель не только личная власть. И потому их успехи реальны. Деструктивные нарциссы иначе себя ощущают, иначе строят отношения. Слишком часто и быстро темная сторона нарциссического поведения лидера затмевает полезные черты. Такие лидеры часто обнаруживают отсутствие твердых убеждений и тенденцию преследовать политические выгоды в ущерб долгосрочным целям. Их неспособность принимать критику и свободный обмен идеями, самоуверенность и эгоизм, неумение решать проблемы и неспособность к компромиссам ухудшает работу организации и мешает адаптации организации к внутренним и внешним изменениям. Одна из наиболее важных ролей лидера состоит в работе с эмоциональными потребностями своих подчиненных. Лидеры, нарциссизм которых ближе к деструктивному, не могут с этим справиться. Они игнорируют потребности подчиненных и пользуются их лояльностью. Нарциссическое отношение вызывает в подчиненных покорность и пассивную зависимость, подавляя их критичность и способность к проверке реальностью. Недостаток лояльности к окружающим, небрежное избавление от подчиненных, которые больше не служат собственным целям лидера, эгоизм и поиск новых союзников препятствуют возникновению творческой, инновационной организационной культуры. На самом деле эти черты практически гарантируют саморазрушение организации. Если организация настолько крупная, что во главе стоит совет правления, то наиболее опасной ситуацией является та, где роль генерального директора и председателя совета совмещается в одном лице. Немногие лидеры могут сопротивляться соблазну такой власти. Психоаналитик при работе с бизнес организациями и с руководителями будет сталкиваться с заметным препятствием - гиперчувствительностью нарциссов к негативной обратной связи. Даже конструктивная обратная связь воспринимается ими как унизительная критика. Им нужно научиться принимать конструктивные отзывы о своем поведении и о поступках. Потребуется время, чтобы понять, что большинство человеческих недостатков – не катастрофа. И еще время потребуется, чтобы научиться понимать чувства других, стать более склонным к поиску форм сотрудничества в социальном поведении, осознать, что соприкосновение с людьми может приносить удовлетворение. И если нарциссическое поведение направить в позитивное русло, оно может стать двигателем, приводящим в движение успешную организацию. Если же нет, сотрудники и акционеры вместе с потерпевшим крах нарциссом – руководителем заплатят разочарованием и разбитыми мечтами.
В любой кампании, корпорации роль лидера трудно недооценить. Скрытое и явное влияние оказывают его стиль общения с командой, его цели, мотивы, его внутренние и внешние конфликты. Все это встроено в «прошивку» организации. В данной статье хочу рассмотреть руководителя – нарцисса. Люди с этой структурой личности часто бывают успешными и в руководителей или владельцев бизнеса они выбиваются тоже часто. Имея потребность в статусе, престиже и влиянии, очаровании, многие нарциссические личности со временем оказываются на лидерских позициях. Способность нарциссов манипулировать окружающими и их умение быстро устанавливать пусть и неглубокие отношения помогают им при продвижении по карьерной лестнице. Нарциссизм имеет диапазон от здорового самоуважения до патологического эгоизма. А потому нарциссизм принято разграничивать на конструктивный и деструктивный. Конструктивные нарциссы стремятся к величию. Но их цель не только личная власть. И потому их успехи реальны. Деструктивные нарциссы иначе себя ощущают, иначе строят отношения. Слишком часто и быстро темная сторона нарциссического поведения лидера затмевает полезные черты. Такие лидеры часто обнаруживают отсутствие твердых убеждений и тенденцию преследовать политические выгоды в ущерб долгосрочным целям. Их неспособность принимать критику и свободный обмен идеями, самоуверенность и эгоизм, неумение решать проблемы и неспособность к компромиссам ухудшает работу организации и мешает адаптации организации к внутренним и внешним изменениям. Одна из наиболее важных ролей лидера состоит в работе с эмоциональными потребностями своих подчиненных. Лидеры, нарциссизм которых ближе к деструктивному, не могут с этим справиться. Они игнорируют потребности подчиненных и пользуются их лояльностью. Нарциссическое отношение вызывает в подчиненных покорность и пассивную зависимость, подавляя их критичность и способность к проверке реальностью. Недостаток лояльности к окружающим, небрежное избавление от подчиненных, которые больше не служат собственным целям лидера, эгоизм и поиск новых союзников препятствуют возникновению творческой, инновационной организационной культуры. На самом деле эти черты практически гарантируют саморазрушение организации. Если организация настолько крупная, что во главе стоит совет правления, то наиболее опасной ситуацией является та, где роль генерального директора и председателя совета совмещается в одном лице. Немногие лидеры могут сопротивляться соблазну такой власти. Психоаналитик при работе с бизнес организациями и с руководителями будет сталкиваться с заметным препятствием - гиперчувствительностью нарциссов к негативной обратной связи. Даже конструктивная обратная связь воспринимается ими как унизительная критика. Им нужно научиться принимать конструктивные отзывы о своем поведении и о поступках. Потребуется время, чтобы понять, что большинство человеческих недостатков – не катастрофа. И еще время потребуется, чтобы научиться понимать чувства других, стать более склонным к поиску форм сотрудничества в социальном поведении, осознать, что соприкосновение с людьми может приносить удовлетворение. И если нарциссическое поведение направить в позитивное русло, оно может стать двигателем, приводящим в движение успешную организацию. Если же нет, сотрудники и акционеры вместе с потерпевшим крах нарциссом – руководителем заплатят разочарованием и разбитыми мечтами. |