
Почему люди выбирают быть жертвой?
Эту статью, мне захотелось написать, после того, как я посмотрела фильм "Не говори никому" (оригинальное название «Гости», 2024 г.) гениального режиссёра Джеймса Уоткинса. Не путайте с фильмом с таким же названием 2022 года.
Сразу хочу предупредить, фильм очень тяжёлый, жутковатый, пугающий, не для слабонервных.
Актёрская игра настолько правдоподобна, что через несколько минут забываешь, что это кино, и ты сам становишься частью этой напряжённой и давящей реальности.
Картина наглядно показывает, как обычные люди становятся заложниками своих привычек, страха перед конфликтами и внутренней неспособности защитить свои границы.
Сегодня поговорим о внутренней жертве. Почему люди разрешают с собой так обращаться? Откуда начинается этот сценарий жизни, когда человек, попадает снова и снова, в ситуации, где им манипулируют.
Сюжет картины о скрытых манипуляциях, токсичных взаимоотношениях и, конечно, о жертвенности героев.
Фильм рассказывает историю семейной пары, Бьёрна и Луизы, они вместе с дочерью отправляются в гости к семье, с которой познакомились на отдыхе в Италии. Первое впечатление о новой семье, Патрике и Карин, было прекрасным: доброжелательные, гостеприимные, открытые люди.
Они приглашают Бьёрна и Луизу, на уикенд в свой загородный дом, и те, хотя и испытывают лёгкую настороженность, соглашаются.
Однако с момента приезда что-то начинает идти не так. Патрик и Карин ведут себя странно, их гостеприимство становится слишком навязчивым, с гостями они обращаются всё хуже и хуже, даже агрессивно, а Бьёрн и Луиза всё терпят и позволяют событиям развиваться дальше. В какой-то момент ситуация накаляется до предела, когда гости начинают осознавать, что не могут просто взять и уехать.
И вот тут возникает ключевой вопрос: Почему они не сопротивляются? Почему они продолжают играть роль жертв? Почему они продолжают оставаться в ситуации, которая некомфортна и крайне опасна? Что заставляет людей терпеть то, что они в глубине души считают неправильным?
Ответ на этот вопрос кроется в их глубинных психологических установках, которые сформировались в детстве, и с ними, они продолжают жить во взрослой жизни.
Жертвенность героев фильма, это ключевая психологическая тема, которая пронизывает весь сюжет и делает его мощным и пугающим.
Жертвенность Бьёрна
Бьорн, как главный мужской персонаж, демонстрирует классический пример человека, который не может постоять за себя. С самого начала он испытывает дискомфорт в доме Патрика и Карин, но не говорит об этом ни им, ни даже своей жене. Он молча терпит каждую маленькую грубость, каждую непонятную шутку и даже явные нарушения границ.
Поначалу это выглядит, как обычная вежливость, ведь нас всех учили быть вежливыми гостями. Но проблема Бьёрна в том, что он даже не осознаёт скрытую манипуляцию в свой адрес.
Его неспособность сказать "нет" или остановить происходящее, это не вопрос простой вежливости, а проявление глубинной жертвенности.
Предпосылки жертвенности Бьёрна
Почему Бьёрн не может постоять за себя? Чтобы понять это, нужно вернуться в его детство.
Вероятно, он вырос в семье, где его потребности и эмоции не были в центре внимания. Возможно, его родители были эмоционально холодными, слишком строгими или поглощёнными собственными проблемами, где конфликтов избегали любой ценой.
В таких семьях ребёнок учится быть "удобным", потому что его чувства либо игнорируются, либо высмеиваются, либо наказываются, ребёнку часто внушают, что нужно быть вежливым, терпеливым, не создавать проблем.
Чтобы избежать конфликта и получить хотя бы каплю одобрения, ребёнок подавляет свои эмоции и учится терпеть.
Для Бьёрна, этот сценарий стал единственным способом взаимодействия с миром: даже если ему что-то не нравится, он не высказывает недовольство, а старается приспособиться.
Эти детские установки закрепляются и переносятся во взрослую жизнь. Во взрослом возрасте такие люди, могут быть пассивными, избегающими конфликтов.
Они боятся вступить в противоречие с окружающими, потому что внутри них сидит страх наказания или отвержения, тот самый страх, который они ощущали в детстве.
Поэтому, когда Бьёрн сталкивается с агрессией или нарушением границ, его первая реакция, замереть и подстроиться, надеясь, что ситуация сама собой рассосётся.
Это типичное поведение человека, который привык быть жертвой. Его жертвенность, это результат детских установок, игнорировать собственные чувства ради того, чтобы "всё было хорошо".
Жертвенность Луизы
Луиза тоже демонстрирует черты жертвенности, хотя её ситуация несколько отличается от Бьёрна. Она поддерживает Бьёрна, хотя сама явно испытывает дискомфорт.
Она осознаёт, что что-то не так, и более открыто выражает свои сомнения, но, как и её муж, она остаётся в ситуации, которая явно выходит за рамки нормального, хотя делает попытки убежать.
Её жертвенность проявляется в том, что она не может настоять на своём, не может защитить свою семью или убедить Бьёрна уехать из этого места. Это классический пример жены, которая чувствует угрозу, но зависит от решений мужа, даже когда видит, что он не справляется.
Предпосылки жертвенности Луизы
Причины поведения Луизы также кроются в её детстве. Она, вероятно, выросла в семье, где роль женщины была связана с терпением, самоотречением и подчинением.
Возможно, её учили, что конфликты, это плохо, что женщина должна быть мягкой, заботливой и не создавать проблем. Вероятно, она тоже выросла в семье, где её потребности не были в центре внимания.
Эти установки приводят к тому, что, столкнувшись с явной угрозой, она не может настоять на своём.
Она привыкла быть "хорошей девочкой", которая не поднимает шум, даже если ситуация требует этого.
Её научили подавлять своё мнение, чтобы избежать конфликта.
Почему с ними это случилось?
То, что происходит с Бьёрном и Луизой, это не случайность. Они оказались в ситуации, где их внутренние убеждения и установки столкнулись с реальной опасностью. Патрик и Карин - это, по сути, манипуляторы (психопаты) которые чувствуют и знают слабые стороны своих гостей и намеренно давят на них, проверяя, как далеко можно зайти.
На крик Бьёрна – «За что, вы так с нами »
Патрик ответил- «Вы нам сами это позволили».
Бьёрн и Луиза позволяют этим манипуляциям происходить. Они не могут сказать "нет", не могут встать и уехать, потому что боятся выглядеть грубыми или неуместными.
Этот страх, прямое следствие их детского воспитания. Взрослые, которые выросли в семьях с токсичной атмосферой или, где личные границы не признавались, часто не могут защитить себя и своих близких.
Им кажется, что важно быть "хорошими" в глазах других, даже если это идёт вразрез с их собственными интересами.
Фильм показывает, что жертвенность главных героев, это не просто отсутствие воли или силы характера, а глубинная психологическая проблема.
Эти люди привыкли терпеть, подстраиваться и избегать конфликта, и это делает их идеальными жертвами для манипуляторов, таких как Патрик и Карин.
Почему они позволили так с собой обращаться?
Бьёрн и Луиза стали жертвами не только внешних обстоятельств, но и собственных психологических установок.
Важно понять, что такие установки формируются в детстве, а потом они незаметно управляют вами, когда вы уже взрослый.
Страх конфликта. Обоих героев с детства приучили избегать конфликтов любой ценой. Это привычка, которая привела к тому, что они не могут постоять за себя.
Когда Патрик и Карин начинают вести себя неадекватно, Бьёрн и Луиза чувствуют дискомфорт, но предпочитают терпеть, потому что боятся испортить отношения.
Это классическая модель "жертва-агрессор": жертва постоянно ищет способ не разозлить агрессора, даже если для этого приходится игнорировать собственные чувства и инстинкты самосохранения.
Зависимость от одобрения других. Жертвы часто зависимы от мнения окружающих. Бьёрн и Луиза явно не хотят показаться невежливыми или "неправильными" в глазах Патрика и Карин, даже когда эти двое начинают переходить все границы.
Это корни из детства, где их, возможно, учили быть хорошими и послушными. Они боятся быть "плохими" в глазах других людей, и этот страх мешает им уйти из опасной ситуации.
Неспособность распознать угрозу. Жертвы часто игнорируют очевидные красные флажки, потому что их обучили, что их чувства не важны.
Если в детстве их эмоции постоянно обесценивали, то во взрослом возрасте они не умеют доверять своим ощущениям, особенно реакциям тела.
Когда ситуация становится опасной, они до последнего надеются, что всё как-то само собой разрешится. Это происходит потому, что их внутренний компас давно сломан, их не учили слушать себя.
Это фильм о том, как легко можно стать жертвой, если с детства тебя учили не отстаивать свои границы.
Становятся жертвой, не случайно, а в результате внутренних установок, которые формируются с детства.
Бьёрн и Луиза оказались в положении, где их жертвенность и страх перед конфликтом привели к катастрофическим последствиям.
Это урок для всех нас: важно учиться говорить "нет" (и не оправдываться о своём решении, почему ты сказал «нет») защищать свои интересы, иначе мы рискуем оказаться в ситуации, где нами будут манипулировать и подавлять.
Как выйти из роли жертвы?
Первый шаг, это осознание.
Пока человек не признает, что он играет роль жертвы, изменений не будет.
Второй шаг, это работа с самооценкой и границами.
Здесь важна терапия, потому что самостоятельно разобраться в своих травмах почти невозможно.