Психосоматика. Техника «Рисунок симптома»
Photo by Pawel Czerwinski on Unsplash.
Кожа — это самый большой по площади орган в теле человека. Её площадь у взрослых достигает 1.5-2 кв.м, а масса вместе с подкожной клетчаткой составляет до 17 % от общей массы тела.
Большинство функций кожи:
- дыхательная;
- защитная (барьер с внешней средой);
- терморегуляция;
- выделительная;
- эндокринная и метаболическая (синтез и накопление витамина D и некоторых гормонов);
- осязательная и тактильная (благодаря присутствию в ней многочисленных рецепторов и нервных окончаний)
имеют прямое или косвенное отношение к психическим процессам.
Нередко кожные раздражения и аллергические реакции бывают связаны с состоянием психики, с ситуационным или перманентным стрессом. Интенсивные эмоциональные реакции возбуждения способствуют выработке повышенного количества гормонов (адреналина, кортизола и пр.), которые в свою очередь не будучи использованными по назначению (бей или беги), воздействуют на различные органы и системы организма, в том числе на кожу.
Психологическими причинами, способствующими возникновению кожных проблем и заболеваний с детства, могут быть
- нарушение тактильной коммуникации с матерью. По мнению Н.Пезешкиана, кожные проблемы возникают как у тех, кого в детстве не брали на руки, не ласкали, так и у тех, кого «не спускали с рук», зацеловывали, нарушая личные границы;
- игнорирование родителями потребностей ребенка. Накопленная в бессознательном неудовлетворенность проявляется в виде кожного раздражения или заболевания;
- отсутствие эмоциональной близости, которое проявляется страхом и нерешительностью родителей в общении, неспособностью создавать тёплые, доверительные отношения с ребенком;
- формирование родителями негативной, низкой самооценки у ребенка, в результате излишне критичного, скептического или агрессивного отношения к нему самому, к его телу и внешнему виду.
Клиентка М., 23 года, раздражение на коже в виде пятен, похожих на лишай, разрешение на публикацию получено.
В консультации было использовано упражнение «рисунок симптома».
Девушка нарисовала свой симптом в виде пятнистой «сущности» сложной конфигурации, с острыми деталями, направленными как внутрь, так и наружу.
Она рассказала и записала, что симптом символизирует собой чувства отвращения, пренебрежения, презрения: «грязно, мерзко, противно».
Сам симптом испытывает эти чувства ко всему инородному, чуждому, инаковому, «не такому», выражая несогласие, нетерпимость, нетолерантность. В этом его польза.
На вопрос, к кому сама клиентка испытывает подобные чувства, она ответила - к своему симптому, а в реальности - к нетерпимым и злым людям.
В процессе обсуждения результатов упражнения, клиентка признала, что сама иногда бывает нетерпимой и нетолерантной, испытывает раздражение, злость и гнев по отношению к себе и другим, хотя эти чувства сдерживает, так как считает их неприемлемыми, недостойными, «грязными».
В этом заключается внутренний конфликт, приведший к симптому.
План дальнейшей работы:
* работа с внутренними запретами на выражение чувств.
* работа с сильными чувствами (гнев, агрессия), их называние, прямое выражение приемлемыми способами.
* корректировка негативных установок.