О чем "Головоломка 2"?



О чем "Головоломка 2"?

Посмотрела мультфильм «Головоломка 2» - очень полезный фильм и для детей, и для родителей, и для всех взрослых, которые хоть как-то контактируют с подростками.

В мультфильме очень хорошо показаны наши эмоции и механизмы работы нашей психики, например, как мы иногда подавляем или вытесняем свои чувства, как эти процессы могут разрушать наши убеждения.

«Головоломка 2», на мой взгляд, не отличается захватывающим сюжетом, но как методичка к пониманию того, что творится в голове у подростков, этот фильм- кладезь.

В первом мы наблюдали за 11-летней девочкой и пятью базовыми эмоциями: страх, брезгливость, гнев, печаль и радость. Основное действие разворачивалось вокруг Печали, которую девочка усиленно вытесняла.

В «Головоломке-2» действие происходит спустя пару лет. В подростковом кризисе опыт, полученный в детстве, подвергается сомнению, многое в характере меняется, и поэтому базовые эмоции 13-летней Райли отходят на второй план, вытесняются новыми. Приходят тревожность, зависть, стыд и хандра. Но помимо изменения эмоционального фона, меняются и потребности девочки-подростка. Известно, что эмоции сигнализируют о том, какие потребности удовлетворены, а какие нет.

Радость – ведущая базовая эмоция в жизни Райли. К подростковому кризису она пришла с убеждением «Я хороший человек».

В начале фильма, кстати, один из важных моментов для понимания замысла авторов, мы наблюдаем за тем, как Радость подпитывает Дерево убеждений только хорошими воспоминаниями, лучшими поступками, а худшие - вытесняет куда-то вглубь сознания, чтобы не беспокоили. Чем совершает главную ошибку. Испытывая только радость, девочка не сможет измениться, вырасти и прийти к нужной цели, так как эмоция радость о том, что все хорошо и ничего менять не надо.

Ошибку совершает и Тревожность, которая заставляет Райли ставить цель, действовать, справляться с новыми вызовами жизни, но при этом запирает базовые чувства и перечеркивает весь предыдущий опыт, из-за чего девочка-подросток, практически, теряет опору под ногами, становится неуверенной.

То есть и Радость, которая старалась сделать из девочки чересчур веселую и позитивную, и Тревожность, внушившая ей неуверенность в себе, сформировали в ней ошибочные концепции, что приводит к неприятным поступкам.

Кульминационный момент в фильме, когда Радость понимает, что изменение убеждения Райли с «Я никуда не гожусь», внушенная ей Тревожностью, на «Я хороший человек» не приносит результата. Ситуация меняется, когда в систему убеждений попадают все воспоминания девочки. Они и сформировывают для нее реалистичное самовосприятие. Вместо «я сильная» и «я слабая» звучит «иногда мне нужна помощь». В этот же момент эмоции перестают конфликтовать. Вместо этого они объединяются и позволяют Райли самой решать, что чувствовать и как действовать, что говорит о том, что девочка-подросток учится управлять своими эмоциями и меняет искаженные убеждения о себе на реалистичные.

Не могу не выделить Хандру, которая способна выдать «бездну сарказма», отрицание, обесценивание. Что дает сарказм, чем он помогает подростку? -  Сбалансировать стыд от своих действий, слов, поступков, чтобы сохранить себя, а также для дистанцирования и определения своих границ.  Кстати, Стыд, также многофункционален. Помимо ограничения действий в соответствии с установками и мировоззрением подростка, он помогает адаптироваться в социуме, используя правила, заложенные в доподростковый период.

Итак, выводы из фильма:

- все эмоции важны в становлении личности,

- нет плохих или хороших эмоций,

- не эмоции должны нами управлять, а мы можем научиться управлять ими,

- любой поступок, совершенный нами, ничего не говорит о нашей личности в целом,

- навешивание ярлыков: сильная, смелая, хороший друг, никчемная, слабая - все это попытки оценить личность одним прилагательным. Но любая оценка человека, не важно позитивная или негативная, не соответствует реальности и ведет человека к внутреннему конфликту.

С уважением к читателю, Гюльшан Гумбатова.

Связаться с автором статьи:

Психолог
Психолог-консультант в методе Позитивной Транскультуральной психотерапии (сертификат Висбаденской Академии (Германия)) , педагог-психолог первой категории, кризисный психолог. Консультирую по вопросам отношений: отношения с собой, отношения в паре, детско-родительские отношения. Большой опыт…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить