Потеря беременности: потеря не только настоящего, но и будущего
Ничего не предвещало, но это случилось: беременность завершилась совсем не так, как ожидалось. Сложно описать, что в этот момент происходит внутри женщины, но одно можно сказать точно: картина мира рушится в один миг и она остается один на один среди этих руин. Для окружающих может быть непонятно, что же такого произошло с женщиной, почему она вдруг стала закрытой, раздражительной, плаксивой. Даже если окружение знает настоящую причину, женщина чаще всего не находит понимания и поддержки.
Перинатальные потери принято считать сочетанием физической (когда мы теряем субъект или объект, существовавший в реальности) и символической утраты (когда мы теряем только то, что у нас в голове – образ, символ, статус, перспективы). Но такое сочетание не спасает от тотальной изоляции. Да, женщина проживала все физические ощущения, связанные с беременностью, да, она видела ручки-ножки на УЗИ, да, она строила планы, говорила о своем будущем ребенке. Но это все испытывала и потеряла только она. Окружающие не могут поддержать женщину и разделить с ней ее горе, потому что они все это не теряли и не включали образ ребенка в свою картину мира. А женщина уже включила.
Вот и получается, что окружающие даже не знают как помочь, а женщина тоже не знает, что ей делать и куда бежать, выдавая чаще всего две реакции: либо «оставьте меня в покое», либо чрезмерную демонстрацию и желание достучаться. Попытки поддержать или подбодрить часто заканчиваются еще более сильной эмоциональной реакцией со стороны женщины, потому что чаще всего женщину тянут куда-то в будущее, где все будет хорошо и будут какие-то другие дети. А на чем будет основано это будущее, если настоящее рухнуло и нет понимания, как жить с этим дальше.
Первое, что нужно понять: смысл любой потери заключается в том, что у нас была картина мира с кем-то или чем-то, было какое-то совместное будущее, а теперь его нет. А при потере беременности женщина уже начинает встраивать ребенка в свою картину мира, строить планы и мечты, но при этом даже не успевает выстроить какое-то совместное настоящее и сразу же теряет будущее. Кроме того, бывает и так, что в результате потери беременности происходит утрата детородных органов, а это еще и часть женской идентичности, потеря планов на будущее и дальнейшее деторождение. Все это надо пережить и к этому надо приспособиться.
В самом начале женщина может сопротивляется разрушению своей картины мира и впадать в отрицание – это может длиться от нескольких часов до нескольких недель. Чем больше женщина склонна вытеснять любые проблемы, тем дольше она будет пребывать в этом состоянии. Если это состояние длится дольше 3х недель, то необходимо обращаться к специалистам. Кто-то может найти для себя спасение, например, в эзотерике, веря, что этот ребенок еще вернется, например через замещающего ребенка. Один из самых тяжелых и опасных способов – заместить ребенка, чтобы не менять картину мира вообще.
Второе, на что важно обратить внимание: реакция на разрушение картины мира. Чаще всего бывают нападение на внешний мир (поиск виноватых, агрессия) или нападение на внутренний мир и бегство в себя (самонаказание, чувство вины). Возможны судебные процессы с виноватыми, эмоциональное истощение, депрессии. Главное, не застревать на данной стадии, а идти дальше.
Итогом работы горя должно стать принятие: это так, а если это так, то я ничего не могу сделать. Обязательно плакать, жалеть себя, разрешать присоединяться близким, которые могут оказать необходимую поддержку. Если рядом только те, кто потерю обесценивает, то скорее всего они не умеют иначе и тогда важно найти тех, кто умеет. Что касается отца ребенка: у него потеря более символическая, но эмоциональная поддержка ему тоже нужна. А женщина часто не чувствительна у тому, что у мужчины тоже потеря. Поэтому нужен кто-то третий, кто сможет поддержать обоих. Частое осложнение отношений после потери может быть связано с тем, что у каждого в паре свой стиль проживания горя: кому-то нужно подключиться к другому и много обсуждать, а кто-то хочет спрятаться в свою раковину и побыть наедине с собой.
Если у пары есть дети, то ребенка обязательно нужно включать в ситуацию и делиться с ним имеющейся информацией, потому что он и так включен эмоционально, но если не говорить с ним, то он остается один на один с этим напряжением от чего-то таинственного, произошедшего в семье. Что-то происходит, а он не понимает. Важно говорить о том, что случилось на языке его возраста. Главный посыл: «Так бывает». Говорить о своих переживаниях, не забывать про тактильный контакт, если есть необходимость – утешать.
К сожалению, бывает и так, что делается другой выбор: замалчивать, постараться забыть об этом, и как только становится чуть легче, все делают вид, что ничего не было. Перинатальная потеря обязательно должна стать фактом в истории семьи и ее не нужно замалчивать. Важно, чтобы все могли об этом поговорить. Должно происходить постепенное встраивание этого в свою жизнь (жизнь женщины и мужчины, жизнь пары/семьи). Если в самом начале это воспринимается как что-то невыносимое и кажется, что это невозможно пережить, то в результате качественной работы горя появляется другое отношение: это было в моей/нашей жизни, это часть истории. Важно интегрировать полученный опыт и извлечь все уроки, параллельно организуя внутри себя собственный уголок памяти.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования. Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky.