Контейнирование важный процесс и этап терапии, который начинающие психологи описывают как "я просто слушаю клиента, молчу, смотрю глазами полными интереса или сострадания, и за всю сессию задаю всего лишь несколько вопросов". Звучит слегка обесценивающе, однако, на начальном этапе это именно то, что нужно клиенту.
Часто, контейнирование - этап с которого и начинается работа, безопасное пространство в котором устанавливаются терапевтические отношения, необходимые для дальнейшей работы.
В психотерапевтической сессии контейнирование - возможность к размещению и выдерживанию во внутреннем психическом пространстве чувств другого. Это происходит когда на начальном этапе клиенты посвящают нас во все беспокоящие их темы, а мы сочувственно киваем, активно слушаем, разделяем и осторожно обращаем внимание на переживания. В детстве эти процессом управлял взрослый выдерживая (или не выдерживая) и замечая эмоции ребенка, разделяя их и жалея или наказывая осуждением или отвержением. Благодаря случившемуся успешному опыту контейнирования, ребенок научается справляться со своими чувствами, переживать фрустрирующие события и позже успешно адаптироваться во взрослом мире.
Так часто в этом взрослом мире (на сессиях) звучат запросы, о том что хочу умиротворения, жить спокойно, хочу не чувствовать, не реагировать, не раниться, избавиться от эмоциональнеых качелей, не испытывать боль отвержения в отношениях, не реагировать на начальника или коллег. Все эти запросы говорят о недостаточном контейнировании в детстве и как следствие высокой чувствительности, эмоциональности, слаборазвитом навыке переносимости своих собственных эмоций и чувств. Помимо того, что иногда это очень болезненные реакции, они выматывают и забирают много сил, влияют на качество жизни и отношений с окружающими.
Сказать честно, перечисленные запросы неочень реалистичны, так как не чувствовать не получится! Можно снизить градус чувствительности и эмоциональной реакции, постепенно научаться справляться и выдерживать свои переживания не доводя их до аффекта.
Итак, контейнирование. Клиенты не останавливаясь приносят нам свои жизненные ситуации, часто рассказывают красочно, но как фабулу, как историю (Он мне это, а я ему то). Психолог же добавляет в это чувственный компонент, проясняет реакцию на события или слова, их значения для повествующего, обращаем внимание на телесную реакцию.Терапевт сочувствует, замечает и отражает, что должно быть человеку сейчас больно, тяжело, обидно, он разочарован, огорчен или сильно гневается. Психолог принимает, слушает и становится неким зеркалом в котором отражается клиент.
Для клиента это новый опыт размещения переживаний в другого (в контейнер терапевта), это возможность делиться тем, чем он возможно никогда и ни с кем не делился. Делиться и не встретить при этом осуждения или недоброго взгляда. Часто случается, что человек и сам не понимал, что чувствует именно это переживание, а осознование его и есть большой шаг на встречу к пониманию себя.
Лично мне хочется смотреть на этот процесс глубже, и я всегда уточняю, что чувствует человек в связи с тем что поделился этим со мной, как ему быть в контакте, как ему говорить об этом?
Для чего?
Такая рефлексия помогает обнаружить себя в этом процессе,осознать и прочувствовать что он замечен, принят, размещен со всем своим переживанием. Это как раз и есть этот новый опыт контейнирования, в котором человек не встретил холода, отвержения, осуждения. Все это помогает ему ощутить себя замеченным и принятым не только терапевтом, но и самим собой. Человек перестаёт себя презирать, за то что он такой, перестаёт винить. Это дает ПРАВО на размещение своих переживаний, понимание и проживание их, а значит и ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ именно его, именно таким какой есть! Право на свое место в мире, на то, чего не было у него раньше, потому что в прошлом опыте чувства игнорировались, отвергались, как бы говоря что он не такой и он не достоин. В контакте с психологом по-другому. Тут можно быть.
Со временем, за счет регулярного контейнирования и отражения, человек расширяет и свой внутренний контейнер, перестает видеть переживания как нечто большее себя, научается размещать свои чувства и справляться с ними. Они по прежнему могут быть неприятными и болезненными, но при этом становятся подвластными и переносимыми и с каждым разом все более переносимыми.
Важным будет почувствовать момент в терапии, когда контейнера достаточно и клиент готов к другому этапу. Тогда он станет искать контакта с другим (терапевтом), начнет замечать другого и его реакции, интересоваться мнением, станет учиться взаимодействию и выдерживанию реакций другого. Но это уже большой и следующий процесс.
Приходите, будем вместе размещаться и восстанавливать свое право быть!
|