Можно ли обойтись без горевания?
Зачем ворошить прошлое, зачем погружаться в болезненные переживания, если можно сделать вид, что потеря не так важна, да и в принципе не особо повлияла на жизнь? «Ну было и было, зачем говорить об этом?». Пугающая тенденция обесценивания своих чувств в последние годы вполне обоснована, но также имеет негативные последствия. Если вы приняли решение мешать естественному процессу горевания, то нужно быть готовым заплатить за это соответствующую цену.
Самые яркие примеры обесценивания:
- потери нескольких детей на больших сроках беременности, потеря желанной беременности на любом сроке и реакция: «Ну я стараюсь не думать об этом»;
- уход из жизни близких родственников (мам, пап, бабушек, дедушек), с которыми были близкие и теплые отношения: «Ну а что, случилось и случилось, зачем об этом вспоминать»;
- уход из жизни любимых питомцев, особенно если была очень сильная эмоциональная связь («Ну я решила, что не надо так переживать по поводу собаки»);
- утрата чего-то, что длилось долго и во что было вложено много временных, эмоциональных, денежных и других ресурсов (работа, бизнес, отношения и т.п.): «Хочу скорее начать новое, перелистнуть страницу».
Горевание – это процесс сложный, болезненный, но при этом совершенно естественный, так как в результате работы горя мы адаптируемся к новой реальности без того, кто ушел из нашей жизни или без того, что нами утрачено. Этот процесс требует большого количества времени и ресурсов, в среднем на завершение этого процесса отводится 1-2 года. В этот период совершаются особые ритуалы, большое значение придается датам и срокам. Синдром годовщины – нормальное явление для всех видов потерь, может по-особенному раскрываться при перинатальных потерях: предполагаемая дата родов, «счетчик» возраста не родившегося ребенка.
Зачем нужно погружаться в этот процесс? Вся наша жизнь состоит из приобретений и потерь. И если с приобретением у нас все более-менее сносно, то с потерями бывают трудности. По разным причинам люди не хотят выделять время для оплакивания, размещать свои эмоции и чувства, говорить об этом. Для кого-то – это признак слабости характера, «потеря лица» и образа сильного человека. Кто-то боится погрузиться в эту боль и больше не выбраться оттуда. Кто-то считает себя особенным человеком, которому «позволено» не проживать естественные процессы («пусть другие льют слезы, я иду дальше»).
Получая только опыт потери без навыка горевания, каждая последующая потеря или утрата будет все тяжелее и тяжелее по последствиям. Потому что возникающие чувства и эмоции, которые вы так лихо научились отключать и подавлять, на самом деле никуда не исчезают, а просто копятся внутри, ожидая свой звездный час. Застывшее горе обязательно даст о себе знать: в лучшем случае это будут психосоматические, тревожные или депрессивные симптомы. В худшем случае оно приобретет более разрушительные формы: например, может произойти какое-то значимое событие (болезнь, несчастный случай, смерть) в том же возрасте, что и умершего, при похожих обстоятельствах, в ту же дату и т.д. В перинатальном направлении одно из самых тяжелых последствий такого застывшего горя – рождение замещающего ребенка (когда ребенок рождается как бы на замену умершего ребенка, потерю которого до конца не прожили). Обычно это обстоятельство не скрывается и зачем-то транслируется ребенку, погружая раньше времени в различные смысловые кризисы.
Подведем итоги: если вы потеряли кого-то или что-то, что представляло для вас большую значимость; если потеря не только физическая, но и символическая (статус родительства); если вы были свидетелем мучительного ухода из жизни, несчастного случая; ваш жизненный уклад существенно изменился в связи с потерей – вам важно прожить период горевания. У каждого горюющего свой способ: важно его найти и получить навык горевания, который пригодится еще не раз на протяжении всей жизни. Самый эффективный и рабочий способ – обратиться с таким запросом в личную работу. Вам нужно опереться на того, кто знает дорогу и проведет вас.
Потери и утраты в очередной раз напоминают нам о том, что нет никаких гарантий и мы мало что можем контролировать. Страшно даже думать об этом, но когда мы сталкиваемся с этим на практике, обычно самая первая реакция: «Нет, этого не может быть». Отрицание нормально в первые часы и дни, оно помогает нам не съехать с катушек и хоть немного подсобраться. Но в дальнейшем вот это «Я в домике, у меня нет никаких переживаний» сыграет с нами злую шутку. Не нужно оттягивать момент и тащить груз застывшего горя: вы живой человек, как и все остальные. Не нужно никаких особенных условий, чтобы разрешить себе отгоревать потерю. Все уже давно разрешено – осталось только не мешать работе горя.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования. Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky.