Испытывать тревогу - нормально. Вопрос, как с ней обходиться?
Испытывать тревогу – нормально. В современном мире, скорее никому не чуждо это чувство. Допускаю, что не каждый называет это тревогой. Часто люди говорят о напряжении, неспособности расслабиться, необоснованном волнении, беспокойстве, навязчивых мыслях, внутренней суете, часто снижен общий эмоциональный фон, становится грустно, одиноко, ощущение, что что-то происходит, но непонятно что именно.
Другой вопрос, как вы обходитесь со своей тревогой? Кто-то еще больше загружает себя работой, находит неимоверное количество житейских задач и судорожно в течение дня переключается с одной на другую, чтоб, конечно же, не остаться наедине с собой и своими чувствами. Кто-то усиленно погружается в спорт, кто-то злоупотребляет питанием и "заедает" ощущение тревожности, кто-то сливает свою тревогу на партнере, высказывая претензии и неосознанно провоцируя ссоры. Все это происходит с людьми на фоне повсеместной идей культа счастливой и успешной жизни, пропитанной удовольствием и приятными эмоциями. А если этого нет, и тревога поглощает изнутри. Тогда, на площадках соц.сетей появляются торговцы счастьем (в том числе и некоторые психологи), которые за 10 сеансов обещают избавить от тревоги. Позитивная психология пропитана атмосферой благости и принятия. Из каждого утюга твердят о позитивном мышлении (улыбайся миру чаще) йоге, гвоздях, практиках заземления, правильном питании, здоровом сне, прогулках, путешествиях, наличии хобби, поиске предназначения, астрологических аспектах и т .д. (Нет, я не в коем случае, не отрицаю всего вышеперечисленного, работающие инструменты в сочетании с работой с психикой). Люди пробуют и даже чувствуют первичный эффект, а кто-то и постоянный. Переключая внимание с внутренних процессов, мы немного отворачиваем взгляд, как бы делаем вид, что ничего не происходит, создаем и пытаемся верить в иллюзию счастливой жизни.Тем временем, вытесненный из жизни «негатив» крепчает в своих позициях. А что, если со временем тревога возвращается, и я не ощущаю обещанного счастья? Часто, в общую картину добавляются депрессивные тенденции с апатией и утратой веры в свои силы? Тогда человек продолжает существовать на уровне только базового функционирования (и то не полноценно, часто нарушен сон, питание), без ощущения полноты проживания своей жизни.Теряется ощущение своей бытийности, а звучит, как не чувствую, что живу свою жизнь. И тогда, если я не испытываю описанного счастья в моменте, то я какой-то не такой, меня надо лечить. Уровень напряжения возрастает, попытки избежать тревоги и всеми силами создать "праздник" определяют часть функционирования, лишая человека подлинного проживания. В этом состоянии, человеку сложно придти к помогающему специалисту, трудно сказать, что я не такой,что не удается жить свою красивую, полную удовольствия жизнь. Подвергаясь влиянию общественного культа обязательного постоянного счастья, клиент часто приносит с собой свой «результат», говорит о своих успехах, целях, задачах и хочет выглядеть в глазах терапевта максимально успешным. И запрос его часто ориентирован на результат (что в общем-то здорово), правда, немного забыв про процесс. Свою задачу в этой работе я вижу в обращении человека к его чувствованиям, от которых он бежал в пресловутый «успех и счастье» (чаще не в свои представления об успехе и счастье), в возможности встретиться с ужасающей тревогой и разделить ее в терапевтическом контакте. Мне нравится экзистенциальный взгляд на тревогу, как на необходимое и неизбежное условие человеческого существования. Дело в том, что человеческая жизнь и ее вкус, это не счастливый итог, не результат, а непрерывный, изменяющийся процесс. В этой процессуальности тревога неизбежна. Как только мы решаемся действовать по-другому, мы боимся ошибиться, мы тревожимся за результат. Даже если мы будем сидеть на месте и ничего не делать, тревога все равно настигнет, так как изменение окружающих нас условий и обстоятельств рано или поздно произойдет. Избегая же встречи с тревогой, мы избегаем подлинной встречи с собой, со своими чувствами, с процессом, а значит и с самой жизнью. Человек обречен на тревогу, как и обречен на свободу и на ответственность за эту свободу, и за свои выборы в каждый момент времени. Хочется напомнить о мужестве быть в этом процессе, замедлиться и поисследовать. Что в этой тревоге такого невыносимого, а что еще я могу в ней ощущать? Однако, что делает переживание тревоги таким травматичным и непереносимым для клиента? Часто, за этим стоят события прошлого, которые воспринимаются психикой как непереносимые,о которых трудно вспоминать и тем более поделиться ими. (Иногда, люди могут на них смотреть и даже рассказывать все поэтапно, но это не сопровождается чувственным опытом, человек рассказывает историю, как ежедневные события, например сходил в магазин за хлебом. Так работают психические механизмы защиты). Это события в которых сильная эмоциональная боль не нашла убежища и места для размещения, она не была отреагирована другими, а следовательно стала травматичной и непереносимой. На этом этапе, своей задачей, как профессионала, я вижу возможность создания оздоравливающих терапевтических отношений в которых найдется место для любых чувств клиента. Иными словами , это возможность создания некого эмоционального приюта для непережитых событий прошлого. Приют в котором тревога может быть уведена, размещена, вербализирована клиентом, отреагированна терапевтом, приручена и интегрирована. Боль и тревога – это не патология, это неотъемлемая часть жизни. Важно как с ней обходиться. Заметить ли ее и набравшись мужества прожить и интегрировать, или сделать вид будто ее нет и продолжать существовать в хрупкой иллюзии контролируемого бытия. |