Психотравма как топливо: как далеко можно уехать?
Психотравма делит нашу жизнь на до и после, разделяя не только временные отрезки, но и нас самих. Внутри происходит раскол на несколько частей: появляется травмированная и выживающая части. Травмированная часть помнит все, реагирует на похожие ситуации, замирает в своем развитии, беспомощности и страхах. Выживающая часть делает все возможное, чтобы подобное никогда не повторялось, контролирует все, что можно и нельзя, ищет компенсации. Есть еще здоровая часть, которая как раз и задействована в процессе работы над психотравмой, укрепляется и взращивается. Но бывает и так, что здоровая часть вместе с выживающей начинают использовать свои травмы как топливо для движения к своим целям. Как далеко можно уехать и чем заправлять свой транспорт, когда это топливо закончится?
Пункт пребывания: из грязи в князи или жизнь мечты.
Классическая история бедной, голодной, неблагополучной жизни, которая чаще всего начинается с детства и оставляет очень глубокий след. Здесь могут быть родители с зависимостями, которые не обеспечивали элементарный уровень ухода за ребенком, пропивая все имеющиеся денежные средства, а также совершенно нормальные с этой точки зрения родители, которые жили бедно, работали на трех работах, поэтому не могли дать ребенку, например, эмоционального тепла и тд. Отсутствие родителей и лиц, их замещающих, проживание в детском доме тоже можно отнести в эту категорию.
Для тех, кто решит «оседлать» эту свою травму будет очень понятная мотивация: больше никогда не возвращаться в прошлую жизнь. Для повышения качества жизни будут использоваться деньги, а значит и все, что связано с карьерой или способами заработка. Уехать на такой травме можно очень далеко, достигнув не просто среднестатистического уровня благосостояния, а гораздо выше среднего. Цену за такую поездку тоже придется заплатить – и тут у каждого будет своя валюта.
Первая пробуксовка обычно происходит тогда, когда все прошлые хотелки уже удовлетворены, есть и еда, и одежда, и машины-квартиры, но с удивлением обнаруживается очень неприятное ощущение: все есть, а где-то в глубине души все равно как-то не так. И даже счастье периодически чувствуется, ведь когда закрыты все базовые потребности, появляется время подумать о чем-то высоком, но исходы этих думаний не радуют. Много лет казалось, что все проблемы от большого количества незакрытых потребностей, и как только они будут закрыты, станет спокойно, но спокойнее не становится, а значит придется искать какой-то другой способ – возможны кризисы, депрессивные состояния, потеря прежней мотивации и смыслов.
Пункт пребывания: я им еще покажу/докажу.
Психотравмы, полученные в отношениях, «оседлать» труднее, потому что именно в отношениях она и будет проигрываться как заезженная пластинка до тех пор, пока не будет проработана. А вот перенаправить все свои эмоции по этому поводу на другие сферы – вполне возможно. Выбор карьеры и сосредоточенность только на рабочих отношениях, чтобы не сближаться и снова не раниться в близких отношениях. Выбор в пользу семьи, родительства, ухода за домом, отказ от профессиональной/творческой реализации. Достижение популярности и признания самыми разными способами. Достижение финансового благополучия, чтобы ни от кого не зависеть. Любые результаты и достижения будут не столько для себя, сколько для какого-то наблюдателя. Чтобы кто-то понял, осознал, признал, изменил свое мнение, увидел, кого потерял и тд.
Пробуксовки будут случаться еще чаще, чем в первом примере, потому что отношения – сфера очень обширная, видов отношений очень много, а значит повышается вероятность пораниться снова. Кроме того, отыграв свой спектакль и получив заветную медаль, можно обнаружить ужасающий факт: никто и не смотрел, потому что в этот момент занимался своей жизнью. Или еще один вариант развития событий: обесценят и сравняют с землей все имеющиеся достижения. «Ну и что толку от твоей должности и денег, если ты без мужа и без детей?». «Ну и что толку, от того, что ты мать и домохозяйка, если ты денег не зарабатываешь?». «Ну и куда, ну и зачем?». Придется поднимать вопрос о целесообразности такой мотивации в дальнейшем.
Фантастический вариант, когда нужный «зритель» все увидел и все осознал, тоже возможен. И вместо желаемого облегчения и спокойствия может случиться опустошение: и это все? Вот ради этих слов другого человека я потратил/а столько своего времени, сил, нервов? И снова встанет вопрос, на чем ехать дальше, потому что та же злость – хорошее топливо на короткие дистанции, но придется платить опустошением.
ВЫВОД: травма может использоваться как топливо для достижения целей, особенно если вы осознаете свою мотивацию и цели не будут разрушительны для вас. Но для этого нужно обладать высоким уровнем самодисциплины, осознанности (даже если вы не работаете конкретно над психотравмой, вам придется разбираться самостоятельно хотя бы некоторых аспектах своей психики), вы должны уметь проживать эмоции. И самое главное, вам придется признать тот факт, что на определенном уровне своего развития вы все равно столкнетесь с необходимостью посмотреть туда, где замерли и больше не развиваетесь, потому что когда-то было очень больно. Работа с психотравмами возможна только с психологом, потому что сами вы уже и так сделали все, что смогли, а в уязвимом состоянии важно опираться на профессионала, который покажет дорогу и будет рядом.
Когда вы достигните всех своих целей, вас вряд ли устроит топтание на месте, а назад вы точно не захотите, поэтому придется перебрать свой рюкзак с прошлыми травмами, отправляясь в путешествие на своих двоих без лишней тяжести. Да и кто знает, может у вас там крылья за спиной, а вы все катаетесь на каком-то транспортном средстве, выдавливая из своих психотравм топливо на его заправку.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования. Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky.