16.04.2024 | Смысла жизни, самопознание
Психотерапия по-толстовски. Путь Левина.
Жить для своего брюха (кармана) – легко. А вот попробовать испытать, разглядеть себя, исследовать собственную глубину – не каждому под силу.
Давеча завершил я прочтение романа «Анна Каренина» великого Льва Толстого. Отставим абсолютно гениальное и кристально ясное изображение пограничного расстройства личности персонажа самой Карениной.
Обратимся, как мне кажется, к ключевому образу романа - Константину Левину. Более яркого исследования силы (да-да, именно силы) астенического типа личности в описании этого персонажа не встречалось мне еще. Да, конечно, из всего астенического спектра типов личности Левин, безусловно, сензитив. Со всеми присущими ему эмоциональностью, впечатлительностью, мнительностью и подобными душевными свойствами...
Но давайте увидим, какая колоссальная внутренняя работа проходит через эти «мытарства». Психотерапия, в отличие от простого консультирования и психологической помощи, заключается в преобразовании личности. И здесь, в романе Толстого, очень наглядно показано, как рефлексия способствует преобразованию и развитию личности и как порою всего лишь одна случайно брошенная фраза (на самом деле не случайно!) может изменить человека, его состояние и восприятие себя и действительности.
Конечно же, я имею в виду завершающие роман штрихи, посвященные поиску Левиным смысла жизни, связанным с этим мыслям о самоубийстве, попыткам зацепиться хоть за что-нибудь, чтобы освободиться от этих мучительных мыслей и сомнений.
«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить.» - такие умозаключения рождаются в голове Левина в романе Толстого.
И что же? Ну вот, остальные персонажи романа живут себе и в ус не дуют: зарабатывают деньги, тратят их на своё удовольствие, кто-то находит себя в воспитании детей, кто-то тешит себя успехами на службе, а Левину всё неймётся: человек уже и вроде получил к концу действия романа всё, о чем грезил: заботливая и понимающая жена, которую любит, семья и уют, рождение ребенка, сына, продолжение рода... А ему всё плохо! Ну что это такое?
Конечно, из нашего века мы погнали бы его бегом на психотерапию: ведь только из мучений и страданий рождается что-то новое, и явно душа Левина искала высвобождения, томила в себе что-то такое, что должно было открыться, явиться, родиться, высвободиться.
Невроз, он часто не сводится к одному лишь Фрейдову высвобождению либидо, сексуальной энергии, важно признавать тот факт, что невроз – категория куда более широкая, и покуда живет человек - он перманентно будет сталкиваться с невротическими состояниями и кризисами.
И как же разрешается невроз Левина в романе? Не через мозг, не через сознание, не через разум или строгую логику. Напротив, ему хватает лишь одной спонтанно брошенной фразы крестьянина Федора, которая попадает Левину прямо «в яблочко», по его бессознательному.
Вот тот самый ключевой диалог персонажей, который расставляет в психике Левина всё по своим местам и дает ему высвобождение:
«- Да так, значит – люди разные; один человек только для нужды своей живет, хоть бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч – правдивый старик. Он для души живет, Бога помнит.
- Как Бога помнит? Как для души живет? – почти вскрикнул Левин.
- Известно, как, по правде, по-божью. Ведь люди разные. Вот хоть вас взять, тоже не обидите человека…».
«- Да так, значит – люди разные; один человек только для нужды своей живет, хоть бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч – правдивый старик. Он для души живет, Бога помнит.
- Как Бога помнит? Как для души живет? – почти вскрикнул Левин.
- Известно, как, по правде, по-божью. Ведь люди разные. Вот хоть вас взять, тоже не обидите человека…».
Здесь мы видим: достаточно одной фразы, чтобы для Левина наступил катарсис – разрешение его кризиса. Он эмоционально отреагировал, вскрикнув, именно на фразу «жить для души, помнить Бога». Такая, именно эмоциональная реакция означает: ответ уже был в его душе, просто ему требовалось отражение извне.
Ни романтическая влюбленность, ни полноценные взаимные отношения с женщиной, ни рождение ребенка – ничего из этого не избавляло нашего героя от невротического состояния, сопровождавшегося кризисом смысла жизни, страданиями и мучительными сомнениями.
Но избавило его – признание для себя самого нормальности своей потребности отдавать. Ведь на протяжении всего романа Левин озирался по сторонам, оглядывался на окружающих, которые «живут только для нужды своей», «только брюхо набивают», и постоянно сомневался в своей нормальности и адекватности.
Вот, казалось бы, всё в своей жизни он устроил так, чтобы жить, как все: всё, чего обычно вожделеет человек, он получил, но гармонию и счастье так и не чувствовал.
И что же сработало? Повторюсь, признание нормальности своей индивидуальности. Душа Левина всегда просилась отдавать, помогать, сочувствовать, сострадать, и здесь, спонтанно он получает подтверждение, что так для него и надо, именно так ему и комфортно, и нет смысла «примерять чужой кафтан».
Сработало это, может быть, и спонтанно, но не случайно: психика Левина была уже готова воспринять то, что уже созрело в ней. Для этого Левину пришлось пройти долгий путь, чтобы понять, что всё, что ему откликается, и есть его самое, его личный и индивидуальный путь, а чужое – не надеваемо, не применяемо к нему.
И вот Левин в романе понимает: «А смысл моих побуждений во мне так ясен, что я постоянно живу по нем, и я удивился и обрадовался, когда мужик мне высказал его: жить для Бога, для души. Я ничего не открыл. Я только узнал то, что я знаю. Я понял ту силу, которая не в одном прошедшем дала мне жизнь, но теперь дает мне жизнь. Я освободился от обмана…».
И еще то важное, что осознаёт Левин: «А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно.».
Здесь Толстой также демонстрирует суровый закон жизни: не пройди Левин этот долгий и тернистый путь, ни за что бы он не получил такое ясное понимание себя и своего жизненного предназначения.
Поэтому невроз – это, конечно, больше экзистенциальный феномен, нежели сугубо медицинско-психологический: никакие даже здоровые романтические отношения, влюбленность, сексуальная реализованность не дают 100% гарантии от невроза и невротических состояний (что бы ни утверждал нам классический Фрейдов психоанализ).
Если душе предстоит обнаружить свои сокрытые сильные стороны, высвободить свой потенциал, преобразовать имеющееся и созидать новое, она непременно столкнется со страданиями. Это неизбежная цена духовного и личностного роста, но платить такую цену можно и бережно к себе, и наиболее безопасно, если вовремя обратиться за психологической помощью.