Нарцисс в кабинете психоаналитика. Три зловредных заблуждения.
Сегодня хотелось бы написать о заблуждениях по поводу нарциссических клиентов, с которыми часто сталкиваюсь на просторах интернета. Интересно, откуда они взялись?
1. Нарциссы все одинаковые. Вовсе нет. Они все разные и это зависит от того, насколько ярко выражена нарциссическая симптоматика, которая может быть разной степени выраженности: от легкой до экстремально тяжелой. Это как и с алкоголизмом: кто-то пьет каждый день, кто-то раз в неделю, одни предпочитают пиво, другие — что-то покрепче. К тому же, многие из нас имеют нарциссические черты характера — все яд, решает доза.
2. Нарциссы никогда не приходят к психологу по собственной инициативе. Это вовсе не так. Они приходят, но их мотивация, цели и течение психотерапевтического процесса имеют свои особенности. Приходят обычно в возрасте 40-50 лет. Частая проблема у мужчин: нарушение эрекции, сексуальные проблемы. У клиентов обоих полов: депрессивные состояния, суицидальные попытки. Сильные негативные эмоции зависти, гнева, отчаяния от невозможности получить от жизни и от других людей то, что хочется.
Часто их запрос нереалистичен: научиться манипулировать и управлять другими людьми, чтобы те делали так, как им хочется. В случае прямого отказа, очень злятся и угрожают написать плохой отзыв.
3. Психотерапия им не поможет. Это весьма категоричное утверждение. Соглашусь лишь отчасти. Для нарциссического клиента психотерапия может быть очень полезной. Неблагоприятный, сдержанный и осторожный прогноз может быть только в случае злокачественного нарциссизма с антисоциальным поведением у клиента зрелого или пожилого возраста, когда патология очень укоренена.
Хороший прогностический знак— человеку свойственно самобичевание: он может называть себя ущербным, жалким, ни на что не способным. Это хорошо, если пациент осознает эту скрытую часть себя и находится с ней в контакте. Это как раз то, от чего человек пытается защищаться. Другим хорошим прогностическим критерием является наличие чувства вины.
Неблагоприятный прогноз может быть в следующих случаях:
а) у клиента было много психологов и все они оказались «плохие», «никчемные» и никак не помогли.
б) Со всеми предыдущими специалистами не было длительных отношений (более нескольких месяцев), все оказались брошенными.
в) нет было опыта длительных отношений (больше года) — ни с друзьями, ни с романтическими партнерами.
г) антисоциальное поведение, хронически паразитический образ жизни: не работаю десятилетиями, живя за чей-либо счет.
Из всего вышеперечисленного можно с большой долей уверенности предположить, что очередной специалист пополнит список «никчемных психологов» и так же будет занесен в черный список.
Для подростков и молодых людей прогноз обычно благоприятный , так как их психика более гибкая и они лучше реагируют на психотерапевтическое вмешательство. Так что даже если мы и не можем максимально эффективно помочь человеку, то это вовсе не повод от него отказываться. Со временем, они могут быть чрезвычайно благодарны, как мне сказал один нарциссический клиент спустя год терапии: «Я Вам столько гадостей говорил, так унижал Вас и издевался, не представляю, как Вы это выдержали». Я промолчала, но очень хотелось ответить, что это было не просто.