Идеализация материнского образа: о чем молчат сломанные игрушки.



Идеализация материнского образа: о чем молчат сломанные игрушки.

Посвящается моему другу детства, который повесился в возрасте одиннадцати лет, дома, на шарфике, оставив предсмертную записку: "Прости меня, мама". 

Все мы отлично знаем, сколько на сегодняшний день суицидов, в том числе и подростковых, сколько эмоциональных проблем не только у взрослых, но и у детей. Тем не менее до сих пор есть ощущение того, что существует какой-то негласный запрет на высказывание одной из главных причин формирования всех эмоциональных и поведенческих проблем. А проблема чаще всего лежит в ранних родительско-детских отношениях. 

Запрет на выражение чувств и эмоций по отношению к матери. 

Виктимблейдинг детей, которые посмели открыть рот и вслух сказать, что их мать мучает и издевается над ними продолжает существовать и по сегодняшний день. Эта проблема по большей части существует только на просторах постсоветского пространства. Перед родительским насилием, которое происходит за закрытыми дверями, ребенок оказывается беззащитен. Ему негде искать помощи. В сеть попадаются исключительно вопиющие случае и, по большей части,  только тогда, когда происходит убийство. Чаще всего — убийство ребенка. Но и иногда родителя, когда психика ребенка не выдерживает ежедневных и многочасовые издевательств и все выходит из под контроля —жестокость порождает жестокость. 

Долгие десятилетия образ матери возводился в статус неприкасаемых, а любой кто хоть как-то осмеливался сказать слово против матери, подвергался гонению и общественному порицанию. В любом случае, общественная мораль в России рисует любую мать как святую женщину: «Она тебя выносила, рожала в муках, выкормила, а ты…». Столько осуждения в сторону тех, кто отказался общаться со своими родителями, но никому не придет в голову задаться простым вопросом: «А почему?». А ответ на этот вопрос весьма закономерен и прост — мало кто захочет общаться со своим насильником, с тем, кто ему всю жизнь ломал хребет и калечил им душу. Да, эти психологические раны не видны, но они остаются на душе, на сердце. И чтобы избавиться от этой душевной боли, которая сидит так глубоко, но о которой так страшно думать, люди ищут утешения в наркотиках, алкоголе, в постели разных людей, лица и имена которых они даже не запоминают. Есть те, кто единственным выходом из всего этого видят суицид. Редко кому выпадает удача найти опору в психологе, ведь вера в людей подорвана, а часто и потеряна навсегда. Невозможно верить еще кому-то, когда самый близкий человек тебя предавал, мучил и истязал на протяжении всей жизни, выжимал из тебя все соки. И все эти дома престарелых — это чаще закономерный итог, чем вопиющая несправедливость. 

Многие возразят - пусть так, пусть мать виновата, но ребенок должен быть милосердным и все простить своей матери, ведь она его выносила, родила, выкормила…что она любила его как умела и как могла, вот только никто не говорит о том, что  формой ее любви была ненависть. 

И всегда ли можно простить? Если мать в злобе своей сломала ребенку позвоночник и сделала его калекой на всю жизнь, он тоже должен простить? А если любовью-ненавистью покалечила душу, обязан прощать? И не должен и не обязан! Может быть, найдутся святые люди, которые на это способны, дай им бог терпения и здоровья, но требовать этого от всех нельзя!

И все же: почему же эти два убеждения - запрет на критику собственной матери и обязанность прощать - так сильно укоренились в головах российских людей, а в других (не восточных) странах люди в большинстве своем так не думают? 

Вы думаете, что эти женщины больные, сумасшедшие, ненормальные? Нет, они выглядят как здоровые люди — они накрашенные, хорошо одетые, работают на хорошей работе. Их отличает только то, что когда за ними закрывается дверь, жизнь для своих детей они превращают просто в Ад. Начинается игра на выживание, итог которой не предсказуем. Но, чаще всего, это либо сломанная жизнь либо долгое восстановление через психотерапию, где человека заново придется собирать по кусочкам. 

Связаться с автором статьи:

Психолог, психоаналитик, семейный психолог
Веду очный прием в Москве и онлайн по всему миру(Skype/WhatsApp/Zoom) в комфортабельном кабинете. Частная практика с 2007 года. Работаю индивидуально, с парами и подростками. Возможны как разовые консультации, так и длительная работа. Образование получила в Московском Институте Психоанализа. Прошла…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить