Онлайн-терапия и камера: что, если хочется остаться в тени.



Онлайн-терапия и камера: что, если хочется остаться в тени.

Сейчас вопрос "а эффективна ли онлайн-терапия" у большинства специалистов не вызывает сомнений. Да, эффективна, и отнюдь не менее, чем традиционная, где психолог и клиент видят друг друга. Безусловно, у онлайн-терапии есть свои особенности, которые могут вызывать тревогу у специалистов. К примеру, сложно представить, чтобы во время традиционного сеанса психологического консультирования клиент мог встать, зажечь сигаретку и подойти к окну. А представьте себе изумление психоаналитика, если бы его пациент пришел на встречу в домашней футболке и в обнимку с подушкой. Все это оставило бы неизгладимый след на том, как проходит терапия: еще сеансов 5-6 были бы посвящены обсуждению произошедшего, которое было бы названо не иначе, как "симптом", чей бессознательный контекст важно было бы выяснить специалисту. Но то, что является нонсенсом для терапии традиционной, для онлайн формата - повседневная данность. 

У специалистов, которые работают в кабинете, подобные истории могут вызывать тревогу. Не разрушится ли сеттинг? Не ускользнет ли от моего взгляда что-то важное - мимика, движения, детали внешнего вида? Сработает ли перенос, если клиент не будет видеть меня?

Внешний вид может быть быть рассказчиком и информатором, показывающим то, о чем пациент говорить не хотел бы (то ли вообще, то ли еще).  Одежда на пару размеров меньше, в которой тяжело дышать, отсутствие пары пуговиц, замершая поза с прямой спиной и поджатой челюстью, нежелание встречаться с психологом взглядом - все это тоже часть истории. Если ваша одежда давит, пережимает тело так, что это видно невооруженным взглядом, но вы не чувствуете этого дискомфорта и боли в теле от пояса и пережимающей ткани, психолог может использовать свое наблюдение в качестве приглашения к обсуждению: "Пару сессий мы говорим с вами о том, как хочется стать самим собой. Как ощущает себя ваше тело сейчас?". Если в кабинете пациент не может расслабиться, откинуться на спинку дивана и принять непринужденную позу, а его тело застыло, словно на собеседовании или экзамене, это наблюдение тоже способно направить ход терапии: "Мне показалось, что сегодня вам непросто расслабиться в кабинете. Мы говорим о чем-то таком, о чем говорить очень непросто? Это сложная для вас тема?".

Тело - говорит. И говорит оно то, что сказать речь не всегда способна. Но онлайн терапия - это не история об утрате ценных деталей, это история о том, как содержания и смыслы из тела переходят в речь. 

Я поделюсь с вами частью своего опыта онлайн-терапии без камеры, очень схожие отражения которого я не единожды видела в своих пациентах.
Когда я пришла в личную терапию, инициатором сессий без камеры была я. Мой аналитик предоставил мне право выбора и, как человек, которому свойственна стеснительность и интровертный склад характера, я предпочла остаться голосом, но не телом. По началу это было способом справиться с напряжением, возникающим во время первых сессий - мне и так было тревожно, и моих внутренних ресурсов просто не хватило бы на то, чтобы держать и контролировать свое тело в поле внимания другого. Позже, когда первое напряжение прошло, а между нами установилось доверие, я стала чувствовать себя гораздо более расслабленно. Во время сессий я начала ходить по комнате, лежать, стоять и смотреть в окно, сидеть по-турецки и много-много пить. Мое тело получило долгожданную свободу. Вместе с этой свободой я стала говорить о том, что чувствует мое тело: напряжено ли оно, устало ли, как отзываются те или иные слова в нем. Мой опыт начал вербализовываться, превращаться в слова, которые наполняли мою способность к самонаблюдению. Мое тело буквально рождалось у меня самой. До этого отдельное от меня, отрешенное, лишенное моего любопытства и участия, оно попало в поле моего внимания и стало обретать форму. 
Спустя год или чуть больше терапии я заметила, что голос моего психолога во время сессий звучит плоско и нереалистично, как "голос в моей голове", а не голос реального человека. Оказалось, что тело есть у меня, но его будто не было у моего психоаналитика. Я помню, как на одной из сессий ощутила острую необходимость в том, чтобы убедиться, что мой психолог - реален, что она, как и я, недавно обретшая тело, состоит из плоти и крови. Я стала нуждаться в доказательстве жизни и очень горячо желала соприкоснуться с ней. Теперь я обрела не только тело, но и реальный мир вокруг, в котором другие оказались живыми и настоящими, а я стала той, кто из мира депрессивного, опустошенного, мертвого, перешел в "мир живых", в котором появился Другой. Так закончилось мое одиночество. 

Мы встретились с моим аналитиком с видео лишь однажды. У меня больше не было в этом необходимости и, за пределами глубоких смыслов, видеоформат оказался мне неудобен. Я привыкла к тому, чтобы думать и вести себя расслаблено, моя способность к самовосприятию и свободе мысли страдала, если я сидела ровно и недвижимо. Та часть сил, что направлена на зрительное восприятие другого, оказалась нужна мне самой в моих внутренних лабиринтах.

Как психоаналитик, я с одинаковым уважением отношусь к выбору пациента включать камеру или говорить без нее на онлайн-сессиях. Я знаю и вижу причины, по которым мог бы быть сделан и один, и другой выбор. Я точно знаю, что сессия без камеры - это не история про обеднение психотерапевтического процесса, это - нужная человеку возможность начать историю собственного исцеления в тени и без навязчивого взгляда. Возможно, быть голосом и чувством ему сейчас куда важнее, чем быть телом. 

Своей историей мне хотелось проиллюстрировать мысль, которая лежит в основании вопроса "стоит ли обязательно включать камеру во время онлайн-сессий". Там, в глубине, этот вопрос звучит совсем иначе - "а будет ли терапия успешна, если этого не сделать?". И я убеждена, что потенциальный успех терапии, в общем-то, заключен не в камере или ее отсутствии, не в том, встречаетесь вы очно или онлайн, и что процесс терапии не обеднеет и не пострадает, если вы, как психолог, чего-то не увидите, и вы, как клиент, не захотите сразу что-то показывать. 

Каким был ваш опыт онлайн-терапии? Если его не было, вы бы предпочли, чтобы эти встречи проходили с видео или без? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Связаться с автором статьи:

Психолог, психоаналитик.
Психолог, Психоаналитически-ориентированный терапевт. Индивидуальные консультации онлайн по всему миру и очно в г. Воронеж. ЛГБТ+, поли и фем-френдли.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить