Концептуализация случая в КПТ подходе
Photo by Finn on Unsplash
Для формирования терапевтического альянса психологу необходимо «взглянуть на мир глазами клиента», не только понять, что чувствует клиент, но и донести это понимание до последнего. Когда учтена личная история клиента, особенности его восприятия, образа мыслей, системы убеждений, эмоций и поведения, терапия имеет шанс на успех.
В любом подходе терапевт, выслушав клиента на первой установочной сессии, формулирует гипотезу в отношении клиента, которая становится основой концепции дальнейшей совместной работы, позволяет уточнить запрос, определить цели и план терапии. В дальнейшем на каждой последующей сессии вплоть до завершения работы концептуализация «проверяется на прочность»: подтверждается, опровергается, или корректируется на основе новых данных. Опыт концептуализации позволяет терапевту уточнять и дополнять «дорожную карту» в процессе терапии, делая её более эффективной.
Терапевт может представить свою гипотезу клиенту на определенном этапе. Если гипотеза достоверна, клиент в большинстве случаев подтверждает это, соглашаясь, что она соответствует истинному положению вещей.
Согласно когнитивной модели, эмоции и поведение людей зависят от их восприятия различных ситуаций. Не сами события определяют реакцию человека, а его собственная интерпретация этих событий. Когнитивного терапевта особенно интересует существующий наряду с поверхностным и очевидным более глубокий уровень мышления.
В КПТ подходе психолог концептуализирует затруднения клиента в когнитивных терминах, используя самые очевидные объяснения и воздерживаясь от интерпретаций и догадок, не основанных на фактических данных.
Это дает возможность работать с автоматическими мыслями, убеждениями, поведением клиента; уточнить цели, определить дальнейший ход терапии, выбрать подходящие техники, сформировать и укрепить терапевтический альянс.
Вопросы, которые задает себе КПТ-терапевт:
Почему этот человек обратился за помощью? В чем его уязвимость? Как ему удавалось справляться со своими трудностями, чем он компенсировал свои «слабые» стороны? Какой жизненный опыт оказал на него влияние? Какие автоматические мысли возникают у него и какими убеждениями они вызваны?
Пример из практики
Клиент мужчина, 39 лет, обратился по поводу подавленного настроения, тревожности, постоянного напряжения, ухудшения отношений в семье. На основании проведенной консультации и полученных данных, была заполнена диаграмма когнитивной концептуализации в виде текста:
Значимые сведения из детства
Клиент – младший сын в родительской семье, с детства был физически слабым, много болел, имел небольшой косметический дефект лица. К старшему сыну мать была расположена, хвалила и восхищалась им. Младшему же уделяла внимание только, когда он болел, и успехи сына воспринимала, как должное. Считала, что «ему все легко дается», и ее особого участия в жизни младшего не требуется.
Ведь в школе мальчик был лучшим учеником, учеба увлекала его, особенно точные науки. Когда одноклассники гуляли, он сидел за учебниками, много занимался дополнительно, самостоятельно поступил в специальный класс для подготовки в профильный ВУЗ.
В семье признавали значение высшего образования исключительно, как средства для хорошего заработка и построения карьеры.
Глубинные убеждения
«Я некрасив, я хуже брата, я недостаточно хорош, чтобы меня любили»
Сопутствующие предположения
«Любовь нужно заслужить, заработать. Если я буду много зарабатывать, люди будут вынуждены уважать меня, считаться с моим мнением» (позитивное).
«Если я не сумею сделать карьеру, это будет провал, я буду никому не важен и неинтересен» (негативное).
Компенсаторные и копинг-стратегии
Старался «дружить» со старшим братом, помогать ему в учебе и трудоустройстве (компенсация собственных дефицитов, надежда на одобрение матери).
Старался постоянно преуспевать в учебе, быть лучшим в школе и в группе университета (стремление к совершенству, поиск признания).
Рано женился, чтобы отделиться от родительской семьи и чувствовать себя независимым (противодействие контролю). При этом постоянно помогал родителям деньгами, по сути, заняв позицию «над», став «главным, важным».
Быстро построил профессиональную карьеру, в 36 лет занял высокую руководящую должность, являясь экспертом в своей специализации. Профессиональная деятельность – главная и единственная реализация в его жизни, клиент буквально живет работой, домой приходит «только ночевать». Очень устает, сил на общение почти не остается (трудоголизм, повышенные требования к себе, избегание обращения за помощью).
Избегает активно участвовать в жизни семьи, не инициативен, скуп на эмоции. Воспитание детей свел к нотациям, выговорам и наказанию в случае «непослушания» (авторитаризм). В целом стереотип поведения дома: «не мешайте, папа отдыхает после напряженной работы, ведь он материально обеспечивает семью» (уход от близких отношений).
Несмотря на высокую зарплату набрал кредитов, чтобы «соответствовать статусу». «Внешняя картинка» красивая: просторная квартира, новая машина, дача, а внутри - все то же напряжение и «загнанность», долги и долженствования (принятие на себя чрезмерной ответственности).
Поступая подобным образом, клиент старался защитить себя от неудач, скрыть от окружающих свою уязвимость, неуверенность, «ущербность». Он верил, что отказ от такой линии поведения непременно приведет к неудаче, и его «несостоятельность» станет очевидной для окружающих.
Ситуация 1: Не выплатили премию по итогам месяца.
· Автоматическая мысль: «Я еще не заслужил, конечно, есть более достойные»
· Значение автоматической мысли: «Я недостаточно хорош, не достоин».
· Эмоция: огорчение, грусть.
· Поведение: «зависает» на работе допоздна, по выходным и праздникам, не отстаивает себя перед вышестоящим руководителем (уход от конфронтации с «более сильным»).
Ситуация 2: Директор на прошлой неделе критиковал работу его отдела, как считает клиент, несправедливо.
· Автоматическая мысль: «Как бы я ни старался, все равно мало, недостаточно»
· Значение автоматической мысли: «Я всегда нехорош».
· Эмоция: раздражение, ощущение, что «прыгает выше головы», «лезет из кожи вон» - высокое напряжение, обида.
· Поведение: устроил «разбор полетов» подчиненным.
Ситуация 3: Трудно с деньгами: жена «опять потратила больше, чем мы можем себе позволить».
· Автоматическая мысль: «Я женился на глупой женщине».
· Значение автоматической мысли: «Я недостаточно хорош, чтобы мной интересовались умные».
· Эмоция: злость
· Поведение: инициировал скандал, требовал экономить.
Клиент считает интеллект основной характеристикой человека, стереотипно делит людей на умных и глупых, в ущерб личностным качествам. Интеллектуализирует, на вопрос «что сейчас чувствуете?» озвучивает рациональные мысли.
Не рефлексирует, старательно избегая соприкосновений с тяжелыми чувствами: душевной болью, стыдом, виной (отказ от негативных эмоций), попутно отказываясь и от других чувств.
Чрезмерно чувствителен к своим неудачам.
Успех и достижения в профессиональной и финансовой сфере ставит в приоритет, обращение за помощью считает признаком слабости, беспокоится о том, что о нем подумают другие, как он выглядит в глазах окружающих.
Чувство юмора слабо выражено, серьезен во всем.
О терапии представлений не имеет, но хорошо воспринял идею о совместном исследовании своих затруднений и освоении «инструмента» для их преодоления. Согласился, что будет полезно понаблюдать за самим собой, чтобы увидеть взаимосвязь своих когнитивных, эмоциональных и поведенческих процессов, понять «как это работает».
Диаграмма концептуализации была представлена клиенту в качестве техники, позволяющей разобраться в типичных для него реакциях на ситуации. Клиент подтвердил гипотезу с небольшими уточнениями. На этой основе были определены цели и план дальнейших консультаций.