Спектакль в кабинете психолога
В кабинете психолога периодически разыгрываются настоящие страсти, которые отчасти связаны с сутью самой работы – сложно разобраться в себе, есть ощущение некой запутанности и непонимания. Страстей было бы меньше, если бы можно было вытащить свой мозг и свое сердце, а затем отнести их куда-то, где все это «подшаманят». Но таких технологий пока нет, поэтому приходится приходить самому и взаимодействовать по поводу себя с кем-то таким же живым, со своими мозгами и сердцем, со своими заморочками. А это значит, что спектаклю быть: причем режиссером постановок бывает и клиент, и психолог. Третий звонок прозвенел, гаснет свет, смотрим на сцену…
Клиент в роли режиссера.
Пьеса: «Мне никто не сможет помочь. Моя проблема не решается».
Классическое произведение, которое вызывает закатывание глаз у опытных специалистов и раззадоривает начинающих («Ну уж я точно смогу!»). Тема неважна, это может быть и запрос про сложности в отношениях с окружающими, и про обиду, и про карьеру с деньгами. Важна суть: со своей проблемой клиент живет уже очень давно, обошел психологов разных направлений, ценовых категорий, степени популярности и тд. Тайный смысл пьесы – показать себе и немножко другим, что основания для страданий исключительно объективные, а это значит, что ничего не поделаешь – придется страдать.
Особенность таких клиентов в том, что они целенаправленно обходят стороной тех специалистов, которые им точно помогут, выбирая для себя неподходящих, чтобы в очередной раз убедиться, что условий для решений проблемы нет. Но совсем ничего не делать – откровенная провокация, поэтому поиск и хождение по кабинетам будет достаточно активным, хоть и малополезным.
Для прекращений гастролей можно честно себе признаться в том, что хочется аплодисментов и оваций. Если предупредить нового специалиста о своем желании, то есть вероятность получить очень много полезной обратной связи без уже надоевшей песни про «Возьмите ответственность за свою жизнь».
Психолог в роли режиссера.
Пьеса: «Я кот ученый, вот моя бумажка».
Классический для многих этап, когда гордое звание «психолог» выдали, а понимания, какой психолог и что я умею – не выдали. Главные признаки: высокомерие, заумные слова и термины без объяснения, акцент на внешних атрибутах (дипломы, оформление страницы, имидж) без должного внимания самому процессу и контакту с клиентом. Но при этом внутри может быть пустота и непонимание, что делать, что говорить, как не упасть в грязь лицом. Хочется держать это лицо при любых ситуациях, чтобы только клиент ничего такого не подумал. Теоретических знаний много, обновляются постоянно, но толку мало, потому что в контакте очень тяжело и даже самый непродвинутый клиент просто почувствует это. Может быть огромное количество часов супервизий, интервизий и прочих визий, но если опускаться с пьедестала не хочется, то все это будет формальной тратой времени и денег.
Для отмены постановки будет полезно много практиковаться, а в процессе видеть в клиенте прежде всего человека, которому оказывается услуга, и он не пришел для того, чтобы отдать почести. А затем вспомнить, что полученные знания нужно не просто декларировать с умным видом, а реализовывать их на практике. Проживать свои эмоции, чтобы они не фонили в процессе взаимодействия с клиентом, нести ответственность за свою часть работы, уважать свои и клиентские границы, давать обратную связь, даже если есть риск получить неожиданную реакцию (кружкой в лоб, блокировкой во всех мессенджерах и проч.).
Вся наша жизнь – игра?
Если говорить о той атмосфере, которая должна быть между психологом и клиентом, то никаких спектаклей быть не должно, особенно в длительной работе и устоявшемся взаимодействии. Потому что и без искусственно созданных постановок в процессе будет полно сложностей. И задача психолога – организовать безопасные условия для максимальной открытости и искренности клиента, при этом внимательно наблюдать за всем, что происходит. Клиент в свою очередь может решиться получить новый опыт доверительного общения и самораскрытия, но важно понимать, что насильно это произойти не может и тем более кем-то извне.
Общение с психологом – мини-модель того, как происходит общение клиента с другими людьми, как он выстраивает коммуникацию и как окружение реагирует на него. И если окружение часто не может дать объективную обратную связь, то у специалиста такая привилегия есть. Поэтому можно тратить время в кабинете на отыгрывание привычных сценок (за ваши деньги любой каприз), а затем смывать грим и слезы, утираясь кулисами. А можно получить новый опыт, который при правильном использовании не только ускорит решение проблемы, но и улучшит качество жизни.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования. Изображение создано при помощи нейросети Kandinsky.