Психоаналитическая теория невроза навязчивости (ОКР, обсессивно-компульсивный невроз)



Психоаналитическая теория невроза навязчивости (ОКР, обсессивно-компульсивный невроз)

Психоаналитическая теория невроза навязчивости (ОКР, обсессивно-компульсивный невроз)

 

Психоаналитическая теория невроза навязчивости (ОКР, обсессивно-компульсивный невроз)

Невроз навязчивости , как и любой психоневроз (фобический или конверсионный) является сложной «игрой» , «пасьянсом» между попытками возвращения в сознание вытесненных сексуально-агрессивных влечений, психическими защитами от такого возврата и требований инстанции Сверх-Я (норм морали и нравственности) психики человека.                                                                                                                          Симптомы невроза навязчивости делятся на обсессии (навязчивые мысли и образы) и на компульсии (навязчивые действия, компульсии-приказы и компульсии угрозы). При обсессиях и компульсиях Эго человека продолжает управлять двигательной и мыслительной сферами , но уже не властвует полностью и вынуждено действовать вопреки собственным суждениям как бы по чуждым командам более сильной инстанции. Эго человека вынуждено выполнять «чуждые» команды по действиям и мыслям, чтобы не чувствовать себя в опасности, чтобы избежать паники, избежать страха.  Любая необъяснимая паника и страх , то есть любая невротическая паника и страх вызываются в психике приближением к уровню сознания вытесненных ,неосозноваемых переживаний. Для защиты от прорыва неосозноваемых травматиных переживаний прошлого и для защиты от плавающей тотальной паники психика человека применяет различные защиты , чтобы дать разрядку психике , и тем сбалансировать свое эмоциональное состояние и в тоже время не получить травму от вытесненного болезненного материала. Для этих целей психика создает , так называемые дериваты, символические заместители вытесненных травматичных переживаний, чаще всего это фобии, конверсии (превращение психического в телесное) и ,конечно, обсессии и компульсии.                                                                                                                                  Как уже было сказано выше, любой невротический симптом – это конденсация выражения вытесненного желания, защит от желания и проявление  «родительской» воли через Сверх-Я. И именно по причине конденсации в окр симптоме  трех бессознательных сил (побуждения, защиты и наказания/покаяния ) симптом получает форму ритуала – побуждение в символической форме   и отказ от запретного побуждения, покаяние, наказание за них, в психоанализе это называется двух фазность симптома.                                                                                                                                 Но иногда в неврозе можно наблюдать , как симптом меняет свое значение, то есть , если сначала симптом больше выражал защиту , то постепенно начинает изображать дериват бессознательного побуждения или как в силу динамических процессов в психике  фобии постепенно развиваются в компульсии , так, например, табу прикосновения замещается ритуалами прикосновения или фобия загрязнения эволюционирует в компульсии мытья, социальные страхи замещаются социальными ритуалами и т.д..                                                                                                                  Если истерия (фобия, конверсионный симптом) в большей степени концентрируется на Эдиповом комплексе и комплексе кастрации, то невроз навязчивости в первую очередь основывается на анальной эротике , комплексе мастурбации, комплексе кастрации и в меньшей степени симптомы навязчивости отражают в себе Эдиповы переживания. Что же является причиной превращения истерических симптомов (фобических) , которые выражают эдипальные переживания в симптомы невроза навязчивости? Такой причиной являются такие защитные психические феномены как либидинальная  фиксация на анально-садистической фазе либидинального формирования психики в детстве  и либидинальная регрессия при про- прохождении стадии эдипова комплекса из-за угроз комплекса кастрации и угроз потери любви значимых объектов. Анальная эротика – это ощущения и переживания ребенка  от  задержание внутри  частичного объекта (фекалий) и от  выбрасывание частичного объекта из эрогеннной зоны и поэтому различаются бессознательные конфликты вокруг продукта дефекации и вокруг процесса дефекации.  При невозможности либидинальной разрядки на эдипальных объектах психика регрессирует на пройденные и зафиксированные объекты разрядки в анальный-садистический  период, это фекалии , сам процесс дефекации и садистические, агрессивные импульсы. На этой фазе ребенок  пережил тоже свои травмы и страхи и прежде всего во время тренинга чистоплотности (приучения к стулу) , который может приводить при определенных обстоятельствах к выраженному анальному характеру (аккуратность, упрямство , бережливость) , но сами окр симптомы (обсессии и компульсии) возникают из-за регрессивного искажения эдипальных переживаний, переживаний комплекса кастрации, переживаний вокруг мастурбации.  Например, любовь к родителю при регрессии меняется на ненависть, фобия кастрации пениса, меняется на фобию потерь фекалий (в этом случае человек имеет невроз в виде запора, в виде других нарушений дефекации), фобия прикосновения меняется на ритуал прикосновения, частая фобия проникновения змеи в кровать меняется на фобии туалета . Помимо регрессии в психике начинают срабатывать другие виды психических защит , это непосредственно вытеснение, реактивное образование, аннулирование сделанного, изоляция (мыслей друг от друга, мыслей от чувств, эмоций), телеграфный стиль обсессий . Можно разобрать некоторые защиты, например, защита аннулирование представляет собой выполнение команды Сверх-Я , то есть сначала психика выполняет в символической форме  вытесненное запретное сексуально-агрессивное желание , а затем идет команда на отмену ,как покаяния, запретного действия и получается ритуал. Например, открыть кран как символ некого сексуального действия и потом снова открыть кран, но уже со значением покаяния и отмены действия, иногда сексуальное действие может проникать в покаятельное действие и тогда ритуал усложняется. Такой феномен при окр называется двойным фронтом при неврозе навязчивости , то есть Эго человека должно как бы выполнять команды двух инстанций, инстинктивной и родительской. Еще есть такой феномен как продажность Сверх-Я , он выражается в навязчивых мыслях , что если человек сделает нечто якобы хорошее, то можно будет сделать и нечто запрещенное. Вообще , древнее табу прикосновения в неврозе выражает вытесненное желание  и запрет ребенку касания гениталий, ануса, других сексуальных частей тела, фекалий и такое табу может превратиться в тяжелый  невротический симптом. Еще одна значимая защита реактивное образование, эта защита превращает бессознательное желание на сознательном уровне в нечто одобряемое и противоположное  , так , например, навязчивость в чистоте является таким реактивным образованием против желания касаться нечто грязного , и таким образом человек на самом деле не стремится к чистте, а бессознательно ищет грязь. Избыточные честность, совестливость, доброта также являются реактивными образованиями к вытесненным соответствующим желаниям.                                            Такая защита как телеграфный стиль используется и при обсессивных мыслях и в приказных компульсиях, например, в приказной компульсии «иди помойся» цензура вырезала последнюю часть приказа и на самом деле , полное содержание «иди помойся, иначе родители узнают о твоей мастурбации». Особое место в неврозе окр занимает такая защита как изоляция одной мысли от другой, мысли от эмоции и поэтому у человека могут быть инцестуозные мысли , но без вроде бы должных эмоций, но  эти эмоции есть , но психика смещает их на другие переживания, делая реакции человека неадекватными. Изоляция (как защита) может получать такое невротическое проявление в виде тотальной тяги изолирования одних вещей  от других вещей, деление вещей на грязные (символизирующие сексуальное)  и чистые. Компульсивный невроз часто  требует от человека выстраивания , так называемых компульсивных систем , а именно навязчивое стремление к строгому регулированию всего в жизни в виде  систематизации, типизации , составлению расписаний . Это невротическое упорядочивание , такие системы успокаивают невроз, дают подтверждение , что человек строго выполняет закон на инцест, на убийство, на запретную сексуальность, такая систематизация – это проявление работы инстанции Сверх-Я, то есть системы являются  как бы гарантией от наказания Сверх-Я, демонстрацией своего детского послушания. Компульсивный невроз из-за регрессии либидо на анально-садистическую фазу регрессивно искажает и Сверх-Я человека, оно становится жестоким, неумолимым и требовательным к Эго, садистским.  Анально-садистская регрессия искажает и взрослую сексуальность, которая становится грязной или жестокой , искажает отношения с человеком (он становится не искренним, скованным),  невротизирует  отношения с деньгами, делает их грязными, поскольку фекалии и деньги на бессознательном уровне символически связаны, поэтому есть устойчивое выражение деньги не пахнут, отмыть деньги и разные ритуалы вокруг денег. Такая символическая бессознательная связка денег и фекалий послужила выражением невротического отношения к деньгам – либо навязчивое накопление  ,как символическое воспроизводство  наслаждения от раздражения анальной зоны при  задерживании дефекации , либо же символическое растранжиривание денег , как наслаждение от моментальной дефекации. Часто чувство стыда при обращении с деньгами говорит о невротическом отношении к деньгам, об анальном искажении такого отношения.                                                                     Обсессии (навязчивые размышления, сомнения ) чаще всего выражают бессознательные переживания о различии полов, о мужественности/женственности, о любви/ненависти, о переживании о первосцене, об отношения  животного и социального.                                                                                                            Компульсивный невроз искажает мыслительные процессы, мысли и слова для человека страдающего неврозом навязчивости приобретают магическое значение, то есть становятся, как бы способными менять действительность и поэтому и отсюда такое выражение мысли материальны. Такое магическое отношению к слову и мысли происходит от периода детского всемогущества , когда ребенок овладевал миром с помощью звуков и слов. Эго человека с компульсивным неврозом расщеплено на логическую и магическую часть и именно магическая часть ответственна за склонность к вере в пророчество, в предсказания, в предзнаменования, в амулеты, разные пари и эти все действия направлены на борьбу с чувством вины, на борьбу со Сверх-Я,  то есть любое такое магическое действие может либо разрешить и простить, либо запретить и наказать за  действие, желание.                                                                                       Также стоит отметить, что при неврозе навязчивости часто у человека наблюдается приоритет подготовки над конкретными действиями. Такая тенденция вызывается, как страхом перед любым действием, поскольку любое действие может бессознательно связываться с сексуально-агрессивными действиями и поэтому запрещаться, так  и склонность к приготовлению может символически изображать переживание ребенка во время акта дефекации – контроль сфинктеров, анальное предудовольствие, отсрочку дефекации, аутоэротическое наслаждение. При неврозе навязчивости человек на все вокруг и на свои собственные достижения часто смотрит с «темной» стороны дела. Течение компульсивного невроза может протекать в острой и хронической форме. Сексуальность взрослого человека повторяет тот же путь , что был пройден ею и вытеснен в   детстве и  поэтому острая форма возникает при  провокации внешними обстоятельствами (угрозы, разочарования) , которые мобилизуют вытесненные сексуально-агрессивные конфликты инфантильного периода, нарушают баланс между вытесненными и вытесняющими силами. Острая форма возникает при незначительной фиксации либидо на анальной стадии и такая  невротическая симптоматика носит временный характер. Другая ситуация при хронической форме течения компульсивного невроза, которые отмечается более сильной фиксацией на анальных и агрессивных позывах. Регрессия затрагивает формирование Сверх-Я, которое становится жестоким, непреклонным и латентный период психосексуальности мало затрагивает формирующийся компульсивный невроз (то есть уже в детстве человек страдает обсессиями или компульсиями). Появляются при хроническом течении , как было сказано выше , реактивные образования, вторичные нарциссические выгоды (избыточные доброта, благородство, совестливость, интеллигентность), которые представляют сопротивление для терапии и может доходить до паралича воли . При таком течении человек не может принять ни одно решение , поскольку любое решение будет символизировать выполнение  или требование «инстинкта» или требование «совести», чего невроз допустить  не может. Неврозу нужно равновесие , чтобы не допустить проникновения сексуально-агрессивных желаний детства в сознание человека «прямым текстом» , а только символическим образом и для этого и защиты и сами «инстинктивные» желания пользуются разными приемами , например,  наказывающие/искупительные симптомы, замена искупительного содержания на «инстинктивное» содержание, такие подмены надламывают ригидные ритуальные модели и человек вынужден создавать новые ритуалы. Невроз навязчивости наносит гораздо больший ущерб целостности личности , чем истерия, поскольку при истерии человек чувствует чуждость и внешность симптома , а при компульсивном неврозе происходит большая интернализация конфликта, регрессия искажает и Эго человека  и Сверх-Я человека, человек больше замыкается в себе, психика (мышление, восприятие) приобретают архаичные черты.                                                          Психоаналитическая терапия невроза навязчивости также протекает сложнее чем при истерии. При неврозе навязчивости вследствие более широкого набора психических защит, вовлеченности Супер-Эго и погруженности либидо во внутренний мир цензура ни на миг не ослабляется и человеку трудно следовать главному  правилу психоанализа – свободным ассоциациям, и наблюдается постоянное соскакивание мыслительного процесса от несистемных ассоциаций и стоит задача обучить пациента свободному ассоциированию и не позволять пациенту пускаться в теоретические мудрствования. Кроме того , как было сказано выше , Эго при неврозе навязчивости расщеплено на логическое и магическое и аналитик может опираться только на первую часть и постоянно вести состязание со второй частью Эго. Феномен регрессии осложняет объектные отношения при неврозе навязчивости , они становятся амбивалентными (двойственными) и ,соответственно, осложняются реакции переноса , пациента бросает от покладистости к упрямству,   от агрессии к покорности и от аналитика требуется и знания и опыт и собственная эмоциональная сбалансированность , чтобы вскрывать реакции переноса. Мышление и речь при этом неврозе часто сексуализируются, то есть будет наблюдаться затруднение в использовании этих инструментов , а они являются главными инструментами в психоаналитической терапии. И особую трудность для терапии представляют нарциссические вторичные выгоды , которые являются реактивным продуктом вытесненных наслаждений, они часто просто вплетены в личность пациента и в терапии аналитику предстоит справиться с задачей некоторого «развращения» пациента , что тоже вызывает сопротивление пациента.                           В целом психоаналитическая терапия  с неврозом навязчивости представляет очень трудную , но интересную , артистическую работу и , когда она удается пациент получает огромную пользу и облегчение  и аналитик получает  удовлетворение от интересной и продуктивной работы.   Я попытался наиболее сжато , но в тоже время информативно донести до интересующийся аудитории взгляды психоанализа на такой сложный феномен , как невроз навязчивости, и надеюсь , что удалось передать эти знания , хотя , конечно, в статье много терминов и понятий, которые могут остаться  не совсем понятными без более глубокого изучения психоанализа.

 

Литература:

-   Фрейд З. «Заметки о случае невроза навязчивости»  ( «Человек-Крыса»)

 -   Фрейд З. « Характер и анальная эротика»

- Фрейд З.  «Ребенка бьют»

- Фрейд З. «Торможение, симптомы и тревога».

- Фрейд З. «О превращении влечений в особенности анальной эротики»

- Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности»

 - Фрейд З. Инфантильная генитальная организация.

- Фенихель О. «Психоаналитическая теория неврозов»

 

Санкт-Петербург

 

Связаться с автором статьи:

Психолог, Психоаналитик
Выбор психолога – задача не из легких. Нужен такой специалист, который будет располагать к разговору, поможет увидеть корень проблемы и направит в нужную сторону. И если вам необходима профессиональная психологическая помощь и нужен психоаналитик в СПБ, то вы его нашли.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить