Пора взрослеть! Работа с вредными родительскими установками (Часть 1)
Детство — самый беззаботный возраст? Как бы не так! Почти каждый 2-й клиент на моей диагностической консультации обнаруживает у себя навязанные ему негативные родительские установки. Они прилепляются к нему в детстве и дальше мешают жить всю оставшуюся жизнь до тех пор, пока он не разберется с ними.
Вредные установки не просто не дают развиваться и строить отношения, они приводят к психосоматике — болезням, возникающим в теле по причине болезни души.
Как навязываются установки? Если ребенок впитывает слова, убеждения, взгляды, установки без их осознания. А ребенок так и воспринимает родительские установки, поэтому они и «клеятся» на него очень легко.
Такие образом родительские установки — это по сути программирование ребенка, что чаще всего имеет негативный смысл. Подробнее всего это описано в транзактном анализе, где было определено 12 наиболее распространных вредных родительских установок, которые с рождения прививаются ребенку при некоструктивном воспитании.
В этой статье я хочу рассказать о шести из 12-ти этих установок.
1. Не живи!
Ребенок вопринимает мир глазамаи матери и если мать эмоционально недоступна, постоянно недовольна или испытывает психологические сложности, она часто не может дать ребенку тепло. Младенец, видя недовольный вид матери и считывая невербально ее негатив, воспринимает это как то, что его не любят, а поскольку мама для ребенка до года — это весь мир, в подсознании отпечатывается «Я не должен жить!».
Сюда же можно отнести все обзывания, оскорбления ребенка, обвинение его в своих неудачах и, не дай Бог — проклятья и призывание на него нечистой силы. Возникающее у ребенка при этом ложное чувство вины приводит к самым разным последствиям.
Результат: болезни, саморазрушение, опасные хобби, хулиганство, зависимости.
2. Не расти!
Родители могут переборщить в стремлении видеть ребенка маленьким и зависимым от них. Так прививается инфантильность, когда ребенку запрещают взрослеть, постоянно говорят что он «еще маленький» и прививается зависимость от родителей. В итоге у ребенка ноль самостоятельности и он не способен строить свою жизнь.
Результат: невозможность сепарации с родителями, невозможность строить отношения, отсутствие самоценности и самодостаточности, несамостоятельность, инфантильность.
3. Не думай!
Авторитарный метод воспитания, когда родители требуют подчинения и безоговорочного послушания ребенка, пресекая его попытки высказать мнение, чувства, мысли или обесценивание их. «Мал еще родителей учить!», «Хватит умничать!», «Делай, что я сказала!» и многое другое приводит к тому, что ребенок усваивает установку о ненужности мыслительного процесса.
Результат: неуверенность в себе, незнание себя, непонимание своих желаний.
4. «Не будь ребенком!»
Установка, при которой родители не дают ребенку быть просто ребенком, в каком-то смысле забирают у него детство, ставят его в рамки и требуют от него быть взрослым, игнорируя тот факт, что он ребенок. Это чаще всего звучит как: «Ты уже не ребенок, чтобы так себя вести», «Ведешь себя как маленькая!», «Пора повзрослеть, тебе уже не 5 лет (а 8)!»
Такое отношение вырабатывает в ребенке мысль о том, что быть ребенком — нехорошо и надо вести себя как взрослый.
Результат: обесценивание своих чувств, мыслей, желаний, неумение вести себя с детьми, неумение строить отношения.
5. «Не чувствуй!»
Эта установка дается как правило строгими родителями - «контролерами», которые воспитывают ребенка в авторитарности. Она не дает ребенку проявлять себя и может звучать так: «Ты не должен злится на маму!», «Неправда, это совсем не страшно!», «Хватит ныть, терпи!» Таким образом чувства ребенка подавляются и обесцеваются, он растет не зная себя, и во взрослом возрасте это продолжается.
Результат: незнание и непонимание себя, запрет на эмоции, бесчуствие, непонимание своих желаний, агрессия и аутоагрессия, фобии.
6. «Не будь успешным!»
Родители, которые страдают сами от неуверенности в себе и которых обесценивали в детстве, передают своим детям эту неуверенность. Звучать это может так: « Ничего не можешь нормально сделать!», «Какая же ты неумеха!», «Дай я сделаю, ты все равно не сможешь». В итоге прививается синдром выученной беспомощности, о котором я рассказывала здесь и человек начинает страшиться успеха в любой форме.
Результат: психосоматика, неуверенность в себе, неумение довести дело до конца, синдром выученной беспомощности.
Если вы узнаете себя в одной из этих установок или в нескольких, важно помнить, что это установки — не ваши! Они на вас наложены, но вы внутри — не такой человек. Работа с психологом поможет вам снять с себя эти вредные установки и начать жить полноценно и радостно СВОЕЙ жизнью! Буду рада помочь Вам!