Нарциссизм: переживания психологического рождения
Психологическое рождение ребёнка представляет собой постепенно разворачивающийся процесс.
Нарциссизм - ключевой начальный этап организации психики. В этот период существенную роль играют «достаточно хорошие» родители, способные осознавать свой нарциссизм, свои конфликты, проблемы, слабые и сильные стороны во взаимодействии с младенцем, а также одновременно учитывать его индивидуальность и признавать ценность себя.
Но если у взрослых наблюдаются сложности с самооценкой, то они обращаются с ребёнком как с собственным продолжением, реализуя свои личные потребности и желания. Тем самым нарушая нормальное психическое становление, прохождение стадии формирования здорового нарциссизма. В конечном итоге родители передают свою патологию следующему поколению.
С точки зрения фаз развития нарциссизм разделяют на первичный и вторичный.
Первичный нарциссизм – фаза раннего развития, когда восприятие удовлетворённых потребностей происходит без осознания, что это привнесено извне заботящимся окружением. Первичный нарциссизм развивается на протяжении первого года жизни, когда все внимание ребёнка обращено всецело на себя самого. Это состояние полной веры во всевластие мыслей, время безусловного совершенства. В представлении новорождённого никакого внешнего объекта не существует. Все устремления малыша направлены на него самого и его нужды. В матери он видит самого себя, воспринимает как собственное отражение, она – это он.
Первичный нарциссизм – естественная и неизбежная стадия развития. Себялюбие младенца рассматривается как здоровое. Это момент необъектного восприятия, предшествующий расщеплению на себя и внешний мир. В этот период для младенца очень важным является отношение матери. Если она относится к ребёнку с эмпатией, заботой, нежностью, чуткостью, даёт ощущение надёжности и спокойствия, то он чувствует себя уверенным и защищённым. Подобным образом мать насыщает первичный нарциссизм малыша и в будущем он сможет легче выдерживать фрустрации, сформировав устойчивое, реалистичный отношение к себе и миру.
В ситуации, когда окружение не может дать ребёнку достаточно любви, внимания, дитя ощущает пустоту, страх, тревогу и бессилие, горе, брошенность и свою ненужность. Его внутренний мир превращается в пустыню, фундамент психики становится хрупким, что в дальнейшем усложняет взаимоотношения и вызывает затруднения на жизненном пути.
Чтобы сохранить первичное нарциссическое равновесие младенца, изначально существующее, мать успокаивает, обеспечивает эмоциональное и физическое тепло, нарциссически поддерживает его. Затем через умеренные разочарования ребенок преобразовывает первоначальную бесконечность своих ожиданий, абсолютное совершенство в элемент внутренней психологической структуры, которая поддерживает удовольствие, дает самоуспокоение, порождает стойкость к напряжению. Тем самым исполняя прежние функции матери, восстанавливает психическое равновесие через самоутешение и косвенное обращение к идеализированному родителю.
Вышеназванная внутренняя структура не появляется, когда малышу не хватает родительского внимания или он получает неэмпапические, неустойчивые, неправильные ответы на свои запросы. Тогда процесс преобразования безусловного совершенства дестабилизируется. Психика продолжает держаться за образ безусловного идеала и остается абсолютно беззащитной перед проявлениями неидеального мира. Ребенок не может выдержать потрясения реальности, что выражается через беспощадный гнев и уход в себя.
В подобной ситуации также формируется грандиозный образ себя, чтобы восполнить прежнее ощущение совершенства. Дитя не может создать чувство собственной отдельности, не имеет возможности почувствовать себя независимым, получить удовольствие от этого состояния. Он пытается сохранить неразрывное единство с родителем, так как все всемогущество и сила теперь находятся в могущественном совершенном взрослом. Если ребенок оказывается разделенным с ним, то чувствует свою беспомощность и опустошенность.
Ровно как излишняя фрустрации приводит к нарушению процесса формирования здорового нарциссизма, так и отсутствие достаточной фрустрации приносит такой же результат. Ребенок ни в чем не чувствует отказа, ему не удается получить достаточно конкретных навыков, и он начинает ощущать себя дефектным.
После стадии первичного нарциссизма следует стадия вторичного нарциссизма. На этой стадии младенец представляет себя всемогущим родителем, у него создается ощущения вседозволенности и непобедимости. Он начинает исследовать окружающую обстановку, но на этой стадии развития он не испытывает никакого страха и чувствует себя в безопасности, не ощущает потенциальной опасности, не замечает, что он маленький. Это выглядит как магическое мышление. В более старшем возрасте вторичный нарциссизм считается нормальной переходной стадией и завершается, когда он оказывается до такой степени психологическим сформированным, чтобы от него отклониться. Поэтапное изменение реальной психологической осведомленности ребенка, сменяющей иллюзии о собственном всемогуществе подготавливают его к отстранению от данной нарциссической стадии развития к здоровому нарциссизму.
Преобразование первичного нарциссизма в здоровый нарциссизм происходит естественным путем и характеризуется появлением способности устанавливать хорошие доверительные отношения с окружающими
В случае нарушения естественного процесса нарциссического созревания формируется патологический нарциссизм, который имеет следующие характеристики:
- самоуничижение;
- недостаточно целостное представление о себе;
- примитивные требования к себе;
- зависимость от оценки окружающих;
- эмоционально бедные объектные отношения с окружающими;
- чувство собственной исключительности;
- безжалостное самосовершенствование;
- нарушение способности заботиться о других;
- неспособность любить и сочувствовать людям;
Очевидно, что данная тема серьезно и глубоко исследована с научной точки зрения. Рассмотрены разные вопросы здорового и патологического нарциссизма, особенности прохождения разных стадий, но остается еще много вопросов по характеру нарушения естественного нарциссического созревания.