Внутренний ребенок- союзник или соперник?
Волки загнали собаку, окружили, хотят сожрать. Собака просит не убивать её, взамен обещает помогать загонять овец и пр. Волки подумали и оставили собаку в стае. Два года она им помогала, всему учила, показывала места, охотилась вместе с ними… Настала особенно голодная зима, охоты неудачные, волки голодные, отчаявшиеся. Что делать? Решили всё-таки сожрать собаку. Сожрали. Косточки похоронили. Поставили надгробие. Думают, как подписать, от кого? «От друзей»? Так вроде какие друзья, раз сожрали… «От врагов»? Так 2 года вместе бок о бок жили, охотились, никто в обиде не был… Подумали и написали «От коллег»...
Исторически, отцы-основатели различных направлений психологии делали попытку выделить в психике различные функциональные участки, отвечающие за жизнедеятельность, мировосприятие и поведение. Были выделены и охарактеризованы Ид, Эго, СуперЭго, архетипы (которых, между прочим, Юнг насчитал аж 12), Ребенок-Взрослый-Родитель, структуры Роберто Ассаджиоли. Есть еще несколько авторов, которые указывают на тождество субличности и роли, а теория Я-концепции-всего лишь попытка объяснить динамику и принцип интеграции этих ролей.
Причина выделения этих компонентов заключалась в контрастном, противоречивом поведении человека в разных ситуациях. Обычно люди говорят: да, это я, и это-тоже я, я - разносторонний. Сознание отображает то, что происходит внутри: часть личности, которая в данный момент у руля и будет определять поведение и поступки. Внутри они изолированы, как провода, действуют попеременно и полностью не осознаются: нужна определённая работа, чтобы узнать в какой роли я сегодня. К механизмам вживания в эту роль относятся: идентификация, подражание, фасилитация, конформность, эмпатия и тд…. Сколько ученых, столько и мнений.
Это сухая теория и специальные термины…
Мне кажется, что к субличности Ребенка научный интерес никогда не утихнет. Она противоречива и вызывает сложные эмоции- страх, сожаление, отвращение, жалость, умиление. Она похожа на бомбу, которая в каждый момент времени готова разрядиться, пыхнуть и обрызгать своей фасилитацией все вокруг. Будучи мало контролируемой, но самой громкой из своих соседей, изо дня в день требует, капризничает, дерётся, играет и изводит неуёмным и невыносимым контентом. В сложных, критических ситуациях помогает сбросить напряжение, уводя человека в зону внутреннего комфорта и фантазий, когда затянувшаяся истерика не дает прийти в себя, нейроны ищут легкий путь, чтобы сбросить возбуждение. И этот путь ведет по ассоциативным полям в детство, в бессознательное, босоногое детство. В зону безопасности, в руки матери. И субличность ребенка, как водоворот затягивает человека туда, где было не страшно, тепло и справедливо. То есть, туда, где ситуация была отыграна при защите Большого Взрослого. На ручках у мамочки, под теплым одеялом доброты и ласки.
В ситуациях расслабления она дает возможность почувствовать себя тем, кем бы человек хотел быть: Кармэн, Россомахой или новогодней елочкой. Такое прилюдное инфантильное поведение вызывает недоумение и желание побыстрее вывести человека из такого состояния. То есть, субличность ребенка не принимают и отвергают другие ее высокомерные «коллеги»: Родитель и Взрослый. Как в анекдоте, вроде не друзья, и не враги-вместе в одной утробе, а отношения как в стае волков.
Здесь мне очень хочется приплести медицину и сказать, что все внутренние образования психики- часть единой биологической системы, которая иерархически соподчинена и функционирует по своим законам. Но не буду. И так ясно.
Умные издания гласят, что, есть у нас в психике механизмы, которые позволяют развить навыки обнаружения субличностей и общения с ними. Вроде и звучит как шизофрения, но те же люди сообщают, что нахождение в одной из них- нормальное физиологическое состояние, не нуждающееся в коррекции. Поскольку внутренняя ляля понимает только язык: «Дай», то первый принцип заботы- баловать ее. Позволить себе после трудного дня расслабиться с ванне, в тишине, представляя себя, как в детстве, Гарри Поттером, уничтожающим врагов заклятием «Круцио!». Ничего, пусть помучаются! А потом нырнуть под воду и злобно похихикать))). Позволить себе подурачиться, сьесть чупа-чупс и чоко-пай и руки вытереть о штаны.
Согласно психоанализу, внутренний родитель-это психический, эмоциональный слепок, производное от настоящего родителя. Жутко напыщенный и правильный. Никогда он не вообразит себя цыганкой Кармэн и не станет скакать по дому верхом на поварёшке- у него строгие принципы и понятия о том, что может и что должен делать серьёзный человек. А солидные люди не прыгают как ошалелые и все время контролируют себя- не выглядят ли они неприлично в глазах окружающих?
Я не знаю, можно ли жить без одной из субличностей, в литературе такого не встречала. Я расскажу о себе. Да, работой в определённых техниках можно нивелировать потребность постоянного удовлетворения эмоционального напряжения, в заботе, ласке, защите, и многозадачность внутреннего ребенка. Можно также перестроить иерахию мотивов, совершить своеобразную подмену ценностей- вместо желания отдохнуть на море, убедить себя, что бассейн не хуже и полезнее. И вместо желания завернуться в доброту - ощутить пустую темноту. И предложить мозгу сделки— сейчас сделай то и то и станет легче. Пересмотри переменные, ранжируй по важности и станет легче. Отложи на 15 минут мысли, глубоко подыши, согласись со своими чувствами посмотри, как они плывут мимо и они уйдут за горизонт событий. Безусловно, так жить легче и проще- без этих всех метаний между «хочу», «надо» и, «что люди скажут». Взрослый знает только «надо». Хотя, можно иногда и на поварёшке верхом поскакать, но, главным образом потому, что бассейн на лето закрылся).