Жизнь после изнасилования
Травмирующие события разрушают автономию человека на уровне базовой телесной неприкосновенности. В тело вторгаются, его ранят, оскверняют. Цель нападения сексуального насильника заключается в том, чтобы продемонстрировать презрение к автономии и достоинству жертвы. Травмирующее событие, таким образом, уничтожает веру в то, что человек может быть собой в отношении с другими. Джудит Герман.
В жизни есть много событий, которые не просто делят жизнь на до и после, а разрушают ее полностью, а затем на этих руинах продолжается что-то похожее на прежнюю жизнь, но только внешне, в то время как внутри ощущается глубочайшее одиночество и невозможность переварить полученный опыт. Одним из таких событий является изнасилование – событие преступное, но при этом скрытное. Пугающее до такой степени, что даже окружение не в состоянии поддержать пострадавшую, а может только судорожно ее стыдить и виноватить. Рассмотрим, в какой атмосфере приходится восстанавливаться после случившегося.
Окружение: стыд и вина в качестве поддержки.
На жертву насилия помимо проблем со здоровьем (физическим и ментальным), может обрушиться тяжелейший стыд за то, что произошло. И этот стыд будет не надуманным, подтверждение для этого будут буквально на каждом шагу, если жертва все-таки решится добиваться восстановления нарушенных прав. Страх быть пристыженной может стать реальностью. Только вот за что?
Близкие люди, у которых хочется получить поддержку часто не в состоянии ее оказать. Более того, иногда сами могут оказаться товарищем по несчастью, и с высоты своего опыта могут дать только один совет: «Терпи! Я же терплю», либо проигнорировать и сделать вид, что ничего не произошло. Отрицание – неплохая стратегия защиты, но в данном случае не совсем уместная по отношению к жертве.
Особо напуганные выбирают другую стратегию – виноватить. Не надо было идти, ехать, выходить, что-то надевать, вести себя определенным образом. Немного эгоистично думать о себе любимом в такой момент и городить защитную конструкцию для собственного успокоения. Но зато очень эффективно: ведь гораздо проще думать, что такое событие можно гарантированно предотвратить. Так и живется спокойнее. Потому что признать, что существуют люди, способные на такое преступление – означает признать и свою уязвимость в том числе, а это очень болезненно. Поэтому, «жертва, прости, но для собственного успокоения пусть уж лучше ты будешь виновата, а иначе вообще непонятно как жить».
Отдельного внимания заслуживают партнеры, которые принимают решение разорвать отношения из-за случившегося. Иногда невыносимо осознавать, что твой партнер – это отдельный человек, у которого свой жизненный путь (с болезненными периодами), а не твой аксессуар, который демонстрируется другим для поддержания своего статуса и образа.
Жертва: одиночество и непонимание, разгребание последствий.
Чаще всего потерпевшая остается один на один со своей проблемой: хочется поскорее забыть о том, что произошло, но память плохая помощница в этом вопросе – произошедшее будет прокручиваться снова и снова, не принося облегчения. Спасением будет общение с теми, кто тоже прошел через подобный опыт, и здесь главное помнить о том, что у каждой своя дорога, а восстановление возможно только рядом с кем-то. Что же придется подлатать после случившегося, помимо физического состояния?
Разрушенное доверие – одна из самых глобальных тем при работе с травмой насилия. К миру, к людям. Сложно доверять, когда другой может сотворить такое, а в мир такое допускает. Сложно выстраивать романтические отношения, когда в лице потенциального партнера видится тот, кто разрушил настоящее и будущее. Сложно открыться и поделиться такой болезненной историей, ведь в ответ можно получить порцию не совсем поддержки, либо испуганный взгляд и непонимание, что делать с этой информацией. Восстанавливается доверие только через отношения с другим человеком.
Ощущение безопасности, контроль над собственной жизнью, взаимодействие с другими людьми, включенность в общество также необходимо восстанавливать. Заметить то, что раньше отрицалось, назвать своими именами, дать место и время всем возникшим эмоциям и чувствам (обязательно оплакать и отгоревать). Отдельное внимание стоит уделить злости, желанию отомстить и желанию получить компенсацию. Нет никакого адекватного возмещения того, что произошло – это нужно понимать.
В вопросе работы с такой психотравмой снова встает вопрос доверия только теперь уже к специалисту. С одной стороны, это чуть проще, потому что специально обученный человек точно знает, что делать и как решить проблему, а с другой – сложнее и страшнее, потому что получить знания может каждый, а вот выработать устойчивость для работы с такой травмой не каждый сможет, и получать повторную травму не хочется. И здесь выход один: присматриваться, приглядываться, продвигаться мелкими шагами. Можете не переживать, след вашей травмы не останется незамеченным, но подтвердить или опровергнуть ее наличие можете только вы сами.
Почему причиняет травму насильник, а работает над ней потерпевшая? Вопрос риторический, и можно долго биться с этой несправедливостью, теряя время и отдавая бразды правления своей жизнью травме. А можно вернуть себе контроль над своей жизнью и своим состоянием, пройдя этот нелегкий путь восстановления. Вернуть себе все, чтобы было отнято и восстановить все то, что было разрушено, принимая и интегрируя свой болезненный опыт.
© Цитирование / копирование данной статьи (либо ее части) допускается с обязательным указанием автора и источника цитирования