Мыслежвачка: метод «остановки мысли»
Наиболее быстрый и довольно эффективный метод, работающий с устранением негативных мыслей. Работа провидится в четыре этапа: 1.Человек составляет подробный список наиболее тревожащих его мыслей. Затем к каждому отмеченному пункту задаются следующие вопросы: - действительно ли тревожащая мысль может воплотиться в реальность и если да, то с какой вероятностью (можно отметить в процентах)? - мешает ли эта мысль повседневной жизни и работе? - станет ли легче, если эта мысль исчезнет? Если на какой-то из вопросов пациент отвечает положительно, можно переходить ко второму пункту.
2.Закрываем глаза, представляем ситуацию, в которой обычно возникают навязчивые мысли и затем пробуем остановить «прокручивание» их в голове. Мысленно это сделать гораздо проще, чем в реальной ситуации. С этого и начинается постепенная работа с «навязчивостями». Для начала, необходимо придумать сигнал, который будет означать, что время, отведенное на обдумывание негативных мыслей, истекло. Это может быть слово «стоп», «хватит», «достаточно» и т.д. Далее нужно установить таймер на 2-3 минуты и в то время, когда прозвучит сигнал, сказать вслух и достаточно громко слово-стимул. Альтернативным способом является работа с телесными стимулами. Для этого нужно надеть на запястье небольшую и не сильно тугую резинку. Как только в сознании появляется навязчивая мысль, задача пациента немного оттянуть резинку и отпустить. Несильный болевой сигнал будет означать окончание времени обдумывания мысли. Затем, в течение какого-то времени нужно думать и концентрироваться только на позитивных мыслях. Данная методика позволяет научиться новому, более «здоровому» мышлению.
3.На этом этапе стоит научиться контролю над мыслями без громких сигналов. То есть если ранее мы произносили слово «стоп» вслух, то теперь можем делать это тихо, и спокойно, постепенно переходя к произнесению сигнала уже мысленно. 4) На четвертом этапе следует заменять навязчивые негативные мысли положительными утверждениями, путем мысленного их проговаривания. |