По следам 29-ой конференции «Практики развития»



По следам 29-ой конференции «Практики развития»

Жалобы на сложность не принимаются!

Б.Д. Эльконин



С 21 по 23 апреля 2022 г. была участницей Конференции «Практики развития». Погружение в атмосферу психологии развития, общение и обмен опытом с коллегами наполняло меня в эти дни. Конечно, площадки были посвящены образованию и педагогике, но я нашла моменты, которые можно переложить в практику психологического консультирования.

Заинтересовали практики соучастного проектирования, которые отлично подойдут для работы с подростками в профориентационной работе, да и в любом проекте, предполагающем соучастие.

И ещё я поняла, как сильно скучаю по Борису Иосифовичу. Но учитель продолжается в своём ученике, верно?.. Так что незримо, через своих товарищей, коллег и учеников, Хасан всё же присутствовал на конференции. По крайней мере, хочется в это верить.

 

Публикую часть заметок с разных площадок конференции. По привычке отмечала именно опоры, а не тезисы, так что заметки довольно отрывочны, и вполне возможно, без контекста не будут особо понятны... В этом случае предлагаю использовать их как отправные точки для размышлений.

По следам 29 ой конференции Практики развития

 - У нас событийная педагогика! – возмущаются учителя.
- Это у вас.
(про отсутствие интереса у детей)

 

Б.Д. Эльконин:

«Найти свой вход в свой мир»

«Присвоить могущество в преобразовании мира»

 

Площадка «Практики самоопределения подростков в современном мире» (Лукина А.К.)

Преодолеть страх ошибки

Ответить на вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?»

Для современного подростка важны опоры – и их ему приходится строить самому! (как барону Мюнхаузену.) При этом самое главное – понимающая и поддерживающая позиция родителей и педагогов.

Вопрос для родителей (для снятия тревожности): «Где и чему учились Вы? Кем работали и работаете?»

 

Площадка «Соучастное проектирование как условие выращивания субъектной позиции подростка» (Тихомирова А.В.)

Участие ребёнка в принятии решений – это право, и родитель должен обеспечивать его реализацию. И это часть концепции современного детства, см. Конвенцию о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

«Лестница участия» Харта отражает разные степени участия и вовлечённости в принятие решений, которые затрагивают права и интересы группы. Эти ступени лестницы отражают эволюцию уровня вовлечённости, инициатива должна пройти по этим ступенькам (комм. участника площадки: «Ребёнок запрыгивает сразу же на 8-ую, но взрослые искусственно спускают его вниз»).



Ступень 1: Манипуляция
Детей приглашают принять участие в мероприятиях и обсуждениях, однако у них нет реального влияния на решения и результаты. В действительности, их присутствие используется для достижения каких-то других целей, например, для создания более благоприятного впечатления и т.п.
Ступень 2: Декорация
Дети нужны для того, чтобы представить их как группу. Они не играют значительной роли (за исключением присутствия) и выполняют роль декоративного оформления. Их ставят на видное положение в организации, чтобы это было легко заметно для внешних наблюдателей.
Ступень 3: Имитация
Детям предоставляются некоторые роли, но они не имеют реального влияния на какие-либо решения. Создается фальшивое внешнее представление (намеренно или ненамеренно), что они участвуют в принятии решений, но на самом деле они не имеют какого-либо выбора в отношении того, что делается и как это делается.
Ступень 4: Информирование
Взрослые осуществляют руководство и принимают решения; детям предлагается играть определенную роль или выполнять отдельные задачи. При этом детии понимают свое реальное влияние.
Ступень 5: Информирование и консультации
Взрослые осуществляют руководство и принимают решения, при этом дети выдвигают свои идеи и предложения и их информируют о том, как эти предложения учитываются при окончательных решениях или в итоговых результатах.
Ступень 6: Инициатива взрослых и совместные решения
Решения и инициативы выдвигаются взрослыми, но детям предлагается участвовать в принятии решений и в принятии ответственности в качестве равных партнеров.
Ступень 7: Дети все решают и делают сами
Дети сами придумывают, сами делают независимо от взрослых. Они могут обратиться за некоторой поддержкой, но инициативы детей, как правило, воплощаются без вмешательства взрослых.
Ступень 8: Инициатива детей и совместные решения
Решения и идеи выдвигаются детьми, которые предлагают взрослым принять участие в процессе принятия решений в качестве партнеров.
 

Модель Лоры Ланди утверждает, что четыре элемента (пространство, голос, аудитория и влияние), включенные в хронологическом порядке, способствуют обучению и развитию членов сообщества, принимающих решения. Фокус здесь на социальных изменениях, которые должны происходить в результате участия детей. Использование модели Ланди демонстрирует ее эффективность, когда, в частности, детям предоставляются «безопасные, всеобъемлющие возможности для формирования и выражения своих собственных взглядов». Это место для взросления, пространство исследования и проектирования.

1.Пространство участия: у детей должна быть возможность для выражения собственного мнения
2. Голос: взрослые должны оказывать содействие ребёнку в выражении собственного мнения
3. Аудитория: мнение ребёнка должно быть выслушано, должно быть в обязательном порядке озвучено ответственным людям и структурам
4. Влияние: у каждой возможности детского участия должен быть потенциал к социальному изменению

«Ты не имеешь права находится там, где тебе неинтересно»

 

Самое сложное:

1.Позиция взрослого: делиться ответственностью за процесс;

2. Среда доверия и активности важнее результата.

 

Площадка «Профессиональный марафон как средство порождения субъектности школьников» (Асташев Б.А., «Красноярский техникум промышленного сервиса»)

Экскурсии на предприятия, но чаще - в образовательные организации – это традиционный подход. Марафон – это «примерка» профессий, рефлексия через рабочую тетрадь (каждого этапа и всего марафона). Профессиональный марафон – мероприятие, в ходе которого учащиеся последовательно проходят ряд этапов-проб, демонстрирующих различные аспекты человеческой деятельности.

- протяженное по времени (от нескольких часов до нескольких дней);

- должно быть событием;

- объединять задания одной идеей;

- возможно соучастие взрослых.

Задание:

- должно быть таким, чтобы его можно было выполнить за отведённое время

- опираться на уже имеющиеся у школьника умения (либо школьникам следует дать предварительную подготовку)

- должно показывать сущность профессии.

 

Площадка «Предпринимательство в образовании: условия, возможности, перспективы»

Факультет свободных искусств и наук «Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка)» предлагает модель обучения, по которой студенты со второго курса выбирают одно из семи направлений ("Современный медиатекст", "Музыка и музыкальный театр", "Публичная политика и международные проекты", "Кино: кинокритика и кинопроизводство", "Предпринимательство в образовании", "Публичная история", "Философия. Политика. Экономика") и строят свою индивидуальную образовательную траекторию (позднее профилирование).

Учебный план каждого студента выстраивается из трех блоков: обязательные дисциплины (General Education), дисциплины по основному направлению (Major) и элективные курсы (Electives).

БЛОК General Education: Письмо и мышление, Всеобщая история, Иностранный язык, Математика и информатика, Физическая культура и спорт, Философия, Введение в филологию, Введение в социальные науки, Методы принятия эффективных управленческих решений, Педагогика: построение траектории непрерывного образования, Безопасность жизнедеятельности.

Self-skills ― компетентности, связаны с навыками самообразования, самоопределения, понимания своих приоритетов, построения собственных программ развития.

Исследование – разработка – внедрение
(бизнес-процесс)

 

Площадка «Условия и признаки развития субъектности в образовательном событии» (на материале Сибирской молодежной Ассамблеи «Профессии будущего»)

Субъектность формируется не за счёт «движухи», а благодаря написанию рефлексивного эссе – если автор замечает себя как причину того, что происходит при декомпозиции опыта.

«Что я могу осознать, то могу и сделать»Любое обучение – как личное событие, эффект единства ситуации и позиции

ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Вопрос для родителей (карта смыслов самостоятельности)

Конференции "Практики развития"

Связаться с автором статьи:

Специалист по связям с реальностью; Психолог; Консультант по сексологии; Коуч; Ведущая Т-Игр
Помогаю научиться жить в ладу с собой и с окружающей действительностью. Провожу онлайн-консультации и очные консультации Красноярске, работаю со взрослыми и молодёжью.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить