Буллинг … можно ли что-то сделать с этим?



Буллинг … можно ли что-то сделать с этим?

  • Буллинг - модное слово или действительно серьезная проблема?
  • Отличие понятий «конфликт» и «буллинг»
  • Кто и как становится жертвой, преследователем, наблюдателем
  • Реальная помощь

Буллинг  можно ли что то сделать с этим

Что такое буллинг? Чем он отличается от конфликтов? Зачем вообще об этом говорить - разве это также важно, как ковид или профориентация?

Разберёмся для начала в определениях. Буллинг - от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля».  Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения.

Если мы просто забьем в поисковик слово «травля» - то увидим лишь современное определение этого слова, которое в точности повторяет определение буллинга.

 Предлагаю обратиться к более раннему значению слова … Итак, травля - это преследование зверя/птицы на охоте, обычно с собаками или ловчими птицами. Иными словами, одно живое существо становится объектом преследования нескольких других. У них есть общая цель - догнать и подчинить своей воле (охота ради добычи или же ради развлечения). У жертвы - спастись от преследования, выжить. Во-первых, силы неравные. Во-вторых, шансы «договориться миром» в этой ситуации нулевые. В-третьих, действует закон «ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать».

Так ли уж «голоден буллер»?

Здесь можно привести сравнение с диабетиком. Для того, чтобы чувствовать себя нормально, человек, страдающий сахарным диабетом, вынужден регулярно подкалывать себя инсулином - ему это жизненно необходимо. Так и буллер - страдает от своих внутренних переживаний, с которыми ему удается временно совладать в процессе демонстрации своей власти над жертвой. Этакий инсулин для агрессора.

Почему именно такой способ удовлетворения потребностей? И как понять чего конкретно недостает буллеру, что он решает «выйти на охоту»? Нужно детально разбираться в его ситуации. Возможно, он подвергается насилию в семье, а в школе отыгрывает то, что происходило с ним на ком-то другом, выпускает свою накопленную агрессию. Либо таким образом буллер пытается обратить на себя внимание - потому что не видит иного способа выделиться, завоевать лидерство, почувствовать себя значимым. Вариантов может быть довольно много - ясно одно - у человека есть проблемы, от которых страдает и он сам и весь коллектив.

Тепер о коллективе. Если буллинг имеет место быть в каком-то классе или группе - то это сравнимо с эпидемией. Болеют этим состоянием абсолютно все. Не получится спрятаться за фразой «моего ребенка не трогают, значит, это не наша проблема». Трогают, да еще как. Такой человек (на первый взгляд невовлеченный) получает травму свидетеля. Причем неважно чью сторону занимает этот человек - сочувствует ли он украдкой жертве или молчаливо поддерживает буллеров. Мало кто решается на открытое противостояние компании во главе с агрессором - слишком велики риски самому пострадать и неясны цели и перспективы.

Нередки случаи, когда люди путают травлю с конфликтом. Посмотрим определение этого понятия.

Конфликт - это  столкновение противоположных сторон, мнений, серьезное разногласие, острый спор. Основная разница в том, что при конфликте силы равны. Возвращаясь к приведенному выше примеру с охотой на зверя, конфликтом можно назвать ситуацию, когда на этой самой охоте встречаются два охотника и начинают выяснять кто останется охотится в этой части леса, а кто пойдет в другую, ибо охотится вместе нет желания. Между ними конфликт. Силы равны. Есть реальные шансы договориться.

 А теперь посмотрим на жертву. Помните как Регина Тодоренко схлопотала за то, что на камеру сказала, что жена Прилучного сама виновата в том, что муж применяет к ней физическое насилие? Тогда весь бомонд (и не только) встал на защиту Агнии. Пресса быстро прекратила в жертву Регину.

Тем не менее, существует популярное мнение, что жертвами становятся лишь те, кто обладают определенными качествами, которые как раз-таки и делают их жертвой. Грубо говоря, человек ходит с табличкой «ударьте меня, я позволяю Вам это с собой делать».

Ярче всего явление буллинга можно наблюдать в среде подростков. Часто жертвами становятся парни/девушки, имеющие какие-то физические недостатки, замкнутые, тихие, слишком мягкие, медлительные и т п. Бывает и так. Но бывает и совершено иначе. В жертву можно превратить практически любого. Как хорошо сказал известный киногерой из односменного фильма Форест Гамп: «sheet happens…». А вот к такому повороту событий готовы не все. Отсюда и штамп «жертва сама виновата» - без дальнейших разбирательств.

 Вернёмся к подросткам - они все же являются более незащищенными в силу возраста и возможностей правильно и своевременно отреагировать на ситуацию. Что получается в итоге? Жертвой буллеров может стать как двоечник, так и отличник, как ребенок из малоимущей, так и обеспеченой семьи - взаимосвязи никакой нет. Но все-таки, есть ли хотя бы какие-то закономерности, на которые можно обратить внимание? Да, есть, но неконкретные. Зацепить буллера можно «не таким» разрезом глаз, цветом кожи, именем, ростом, рюкзаком, телефоном, размером ноги, телосложением - не угадаешь чем. Но ключевое здесь - «не таким как надо» по мнению буллера. То есть, закономерность прослеживается в том, что у жертвы находятся какие-то параметры (практически любые), за которые можно «зацепиться». Посмотрите на себя придирчивым взглядом.  И честно ответьте на вопрос - что в Вас могло бы или может на данный момент зацепить потенциального преследователя?

 Становясь объектом травли, жертвы ведут себя по-разному. Все зависит от характера подростка, привычных стратегий поведения. Кто-то будет молча терпеть, кто-то отвечать агрессору и огребать после школы по полной программе, кто-то принесёт эту ситуацию домой и расскажет об этом взрослым, кто-то начнет болеть и по возможности стараться реже посещать школу ценой своего здоровья - потому что заболевает человек в итоге по-настоящему. Ситуации бывают разные. И развиваются они тоже по-разному. К примеру, даже если ребенок дерзнул и не побоялся рассказать родителям - не факт, что те, в свою очередь, отреагируют правильно. «Пусть дети сами разбираются», «это их опыт», «они должны через это сами пройти», «так бывает и это нормально», «хуже всего прослыть ябедой» - к сожалению, такие отговорки можно услышать не только от родителей жертвы, но и от некоторых учителей. Тема эта, к сожалению, пока ещё недостаточно проработана на уровне образовательных учреждений. Мы везде видим планы эвакуации при пожаре, а с недавнего времени нас настойчиво учат правильно мыть руки и надевать маску. А вот как справляться с «пожаром» (буллингом) в детских коллективах - памяток пока что я не видела.

 Уважаемые читатели, родители! Ваши дети, подростки, которых пытаются сделать жертвами, не должны сами с этим разбираться, не должны в одиночку проходить через этот опыт. И это явление не является нормальным ни в каком случае. Буллеры также нуждаются в помощи. Задайте себе вопрос - как бы Вы отреагировали, если бы пошли, скажем, на 5-ти годичные ежедневные курсы кройки и шитья. После занятий Вас бы избили ногами четыре других ученицы (да да, такое происходит с детьми и часто), а на утро Вы бы снова должны были прийти в этот коллектив, сесть с ними рядом за парту и справляться с ситуацией самостоятельно следующие несколько лет. Пофантазируем о том, что Вы находитесь в позиции «с ограниченными возможностями» - перейти на другие курсы Вы не можете, привлечь полицию тоже не можете, Вам говорят «потерпи», «может ты сам/сама как-то не так себя ведёшь», «все через это проходят», «попробуй не отвечать и они потеряют к тебе интерес». Удалось представить? И как Вам? Напомню - завтра Вам предстоит опять пройти через психологическое или физическое насилие, но никакой поддержки при этом никто не окажет и оказаться вне заданных условий Вы по своей воле не можете.

 Ни от одного своего клиента, который в прошлом подвергся травле я ни разу не слышала, что «это был полезный опыт», «это нужно пережить каждому», «мои дети сами должны пройти через это, если такое случится». Наоборот, они выражали решимость тут же встать на защиту.

 Ребенок, находясь в классе выбранной Вами школы не имеет возможности выбирать себе коллектив. Вы на работе можете. А ребенок не может. Классы формируют по одному признаку - год рождения, остальные параметры не являются жёсткими критериями. Попадая в социум у ребенка появляются обязанности и зоны его личной ответственности - за освоение материала, за незабытую дома сменку, за выбор внеурочной деятельности, но не за психологический климат в классе. Родители (если Вы, конечно, не мамы или папы Красной шапочки) не должны давать ребенку самому разбираться с ситуацией, которая потенциально очень опасна и из которой выхода нет. Травлю не в силах остановить один человек. Даже если ему уже 16. Даже если он силен физически. Даже если он не из робкого десятка. Полномочия контроля за подобными ситуациями на Вас. Только Вы можете своим вмешательством остановить травлю, решить вопрос со школьной администрацией, перевести в другой класс, в тяжелых случаях - обратиться в правоохранительные органы, придать делу широкую огласку.

Если Вы заметили, что во всех коллективах с Вашим ребенком происходят похожие ситуации и он становится объектом насмешек - то ему необходима помощь психолога. Чем позже Вы обратитесь - тем дольше ребенок будет находится в подавленном состоянии.

 Жду Вас и Ваших детей-подростков на очных и онлайн консультациях! 

Связаться с автором статьи:

Психолог
Клинический психолог, семейный психолог, перинатальный психолог. Предлагаю свои услуги всем желающим повысить своё качество жизни - распутать хитросплетение чувств и переживаний, сбросить накопившийся багаж негативных эмоций, найти свой ресурс, пережить сложные жизненные ситуации такие как: -…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить