Говорить с младенцем? Зачем?



Говорить с младенцем? Зачем?

«Через язык открывается дитяти сознание самого себя и мира внешнего», — Федор Иванович Буслаев «О преподавании отечественного языка» (1844 г.)

Поздним зимним вечером я возвращалась через новый жилой массив на севере Петербурга. Подморозило. Накануне выпал снег, он похрустывал под ногами. Фонари светили тусклым желтым светом, делая призрачным пейзаж вокруг. Хотелось побыстрее домой. Я представила, как сяду в уютное кресло с чашкой душистого чая и ускорила шаг.

Невдалеке послышался плач младенца. Кто же гуляет с детьми в такой час? На бульваре под фонарем виднелась высокая мужская фигура с коляской. Молодой отец ходил взад и вперед, тряся коляску на ходу, видимо пытаясь привычным способом укачать ребенка. Малыш не переставал рыдать.

Мужчина вытащил его из коляски, взял в руки (именно "в", а не "на" руки), и я увидела, что это «грудничок» 2-3-х месяцев от роду в комбинезончике, как сейчас принято одевать детей (раньше их кутали в одеяла). Изменение положения тела в пространстве никоим образом не повлияло на состояние младенца, напротив, его крик стал еще громче.

Что же ты так орешь-то? - Вопрошал рослый мужчина крошечного человечка, держа его на вытянутых руках перед собой.
И что же мне с тобой делать? - Мужчина не придумал ничего лучше, кроме как начать подбрасывать ребенка в воздух над своей головой. Крик младенца стал просто истошным, в нем были ужас и отчаяние. Мужчина был раздражен и сам немного испуган.

Не стану описывать чувства, мысли и сомнения, промелькнувшие, пока я подходила к этой паре. Стало понятно, что просто пройти мимо я не смогу.

- Молодой человек, не подскажете, где здесь ближайшая дежурная аптека? (Надо же с чего-то начать, - думала я, - не спрашивать же «сколько сейчас градусов ниже нуля», как в известной комедии).
Он не услышал сразу. Я повторила вопрос.

- Кажется через дорогу за углом, - он перестал подбрасывать младенца.

- Вы на ответственном задании? Сколько времени нужно продержаться на передовой? - улыбнулась я.

- А…час. Да, жена послала. Говорит, что сыну полезно спать на свежем воздухе. А он больше не спит.

- А вам важно выполнить задание? После такой «тренировки космонавта» ребенок точно проспит сутки. Не пробовали поговорить с ним? - Малыш продолжал плакать, но несколько тише.

- Поговорить? Зачем? Он же все равно ничего не понимает, маленький слишком.

- Думаете? А давайте попробуем. Как зовут вашего сына? - Он назвал имя, прижал ребенка к себе.

- Малыш, тебе, наверное, очень страшно без мамы, ты не понимаешь, где ты, что с тобой происходит, на улице темно и холодно – спокойно повторяйте за мной. Он повторил.

- Я твой папа, я с тобой, я тебя согрею и защищу, не бойся, сынок, я тут, я рядом – он повторял, взяв крохотную ладошку сына в свою ручищу. Вроде даже самому понравилось. Ребенок схватил его палец и перестал плакать.
Мужчина посмотрел с удивлением.

- Видите, все понимает, улыбнулась я. Понимает интонацию вашего голоса, доброту обнимающих рук, чувствует ваше тепло. Он у вас уснул дома, в тепле, а проснулся среди ночи на улице в подпрыгивающей коляске, никого рядом нет, мамы нет… тут кто-то хватает и бросает в воздух – от такого ужаса не только заорешь, умереть можно.

- Я что-то не подумал, спасибо, - он смутился. - Не знал, что с таким маленьким можно разговаривать, ну, что он поймет, может понять.

- Если говорить уважительно, с пониманием, то сможет. Малышу нужно все объяснять, называть словами явления и чувства. Кроме того, что это успокаивает (любовью связываются страх и гнев), начинает развиваться речевой центр в мозгу ребенка, он учится воспринимать речь, язык. И это ваш контакт с сыном, необходимый и вам, и ему для развития и роста.

А когда называете его чувства, вы признаете, что они есть, уважаете их и даете адекватную обратную связь ребенку. Тем самым учите его справляться со своими чувствами, не впадая в панику, лучше понимать себя и других.

Еще несколько минут мы стояли и разговаривали с парнем на морозе, он успокоился, и младенец спал у него на руках.

Как часто молодые родители (и мамы не исключение) заблуждаются, думая, что с младенцами не нужно разговаривать – «они же ничего не понимают». Или что вредно «сюсюкаться» с ними - ворковать на «птичьем» языке «гукая» теми же звуками или искажая слова так же, как искажает их ребенок, пытаясь говорить.

Общение на своеобразном метаязыке, языковая игра очень важны, они формируют языковую личность ребенка.
«Через язык открывается дитяти сознание…» - соотношение вербального и предметного кодов в картине мира закладывает основу творческого использования языка, как основы коммуникации.
И конечно такое общение способствует нормальному психическому развитию маленького человека.

Связаться с автором статьи:

Психолог, психоаналитический терапевт, групповой аналитик, супервизор.
То, как люди преображают свои жизни от отчаяния к надежде, от боли к радости, всегда будет завораживать и изумлять. Волшебство трансформации основано на ресурсах, возможностях, потенциале клиента, психолог со своей стороны добавляет немного точности и расчета. Помогайте себе, а я помогу вам.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить