Тревога или фобия - что было в начале?



Тревога или фобия - что было в начале?

Для начала, давайте  “сверим карты” - начнем с определения того, о чем мы тут будем рассуждать:

 

Фобия - иррациональный неконтролируемый страх или  переживание излишней тревоги при встрече с определенной ситуацией или  объектом или в ожидании этой встречи.

 

Тревога - чувство беспокойства и волнения, возбуждение и мобилизация нервной системы в ожидании  возможной неприятности или опасности, реакция организма на ситуацию неопределенности.

 

А теперь давайте рассмотрим как возникают эти феномены.

 

Для примера представим себе горячий утюг - вполне обыденная в хозяйстве вещь, при правильном использовании вполне безопасная. Однако, о горячий утюг запросто можно получить довольно неприятный опыт ожога.

 

Что происходит, когда  обжигается  взрослый человек?  

Взрослый руку одернет, может слегка вскрикнет или выругается - отреагирует эмоционально, потом обработает ожог и продолжит гладить свое белье. Возможно с большим вниманием и опаской к горячей поверхности. 

Это нормальное переживание неприятной ситуации.

 

Что происходит,  когда обжигается об утюг ребенок?

Ребенок  обычно плачет или кричит -  ему больно, он испуган, растерян и не знает,  что дальше делать и как теперь с этим быть. 

Ребенку нужен взрослый, чтобы помочь справиться с ситуацией.

Если рядом оказывается разумный и уравновешенный взрослый, он может помочь ребенку разобраться с ситуацией и эмоциями, успокоить и пожалеть его.  Взрослый может поддержать, помочь отреагировать и пережить  все эмоции,  возникшие в этой ситуации - страх, боль, стыд, вину…

Он может объяснить что и почему произошло, что надо теперь с этим делать и что делать потом, чтобы больше не было так больно и страшно.

Со временем этот ребенок научится правильно пользоваться утюгом и безопасно с ним обращаться.

Так неприятная ситуация перерабатывается и превращается  в жизненный опыт. Ребенок учится безопасному поведению, умению справляться с неприятной ситуацией, её последствиями  и своими чувствами,  возникающими в этой связи. 

Так фобия не формируется, и тревога не растет.

 

Но что будет, если рядом с ребенком не будет взрослого или еще хуже, взрослый будет неадекватно реагировать:  вместо поддержки и помощи начнет кричать на ребенка, ругать и стыдить его?

Тогда ситуация будет излишне эмоционально заряженной, страх и боль не будут переработаны, а будут связаны с ситуацией и предметом. 

Назовем эту ситуацию эмоционально травмирующей.  Переживание этой ситуации крайне неприятное и человеку будет очень нежелательно еще раз встретиться с таким переживанием.

Так может сформироваться фобическая реакция на объект, ситуацию и сильное стремление избежать повторения неприятного переживания.

Если неприятная ситуация не была должным образом переработана в жизненный опыт, не было осознавания как правильно обезопасить себя и как справляться с ситуацией и её последствиями, а главное, не были должным образом отреагированы эмоции, она будет вызывать  страх, тревогу и формировать избегающее поведение.

Эта реакция и тревога может распространиться на то что ассоциируется с предметом и ситуацией.  Например, тревогу может начать вызывать все что ассоциируется с утюгом и его использованием: гладильная доска, мятое белье и тп… 

Получаем множество предметов и ситуаций, с которыми необходимо взаимодействовать в жизни и которые вызывают тревогу. Зачастую, начальная эмоционально травмирующая ситуация, формирующая фобическую реакцию забывается, а тревога остается.

 

Таким образом, чем больше эмоционально травмирующих ситуаций в жизни человека случалось, тем больше фобических реакций он имеет.

Чем на большее количество ситуаций человек реагирует неосознаваемой тревогой, тем более тревожного человека мы получаем.

 

Высокая тревога, в свою очередь, требует объективации - опредмечивания источника угрозы. Психике необходимо найти и понять что ей угрожает, чтобы иметь возможность контролировать и обеспечивать свою безопасность от возможного источника тревоги. Таким образом может сформироваться “вторичная” фобия, в основании которой нет реального травмирующего события. Такую вторичную фобию можно считать “надуманной”, возникшей на фоне высокой тревоги и развитого воображения.  Зачастую, такая фобия возникает к объектам или событиям никакого прямого отношения к человеку не имеющим. Частый пример - трипофобия.  Панические атаки - это фобия повторения приступа, для формирования которой необходим высокий уровень тревоги.

 

Для того чтобы убрать тревожность надо найти и  избавиться от своих первичных фобий, обычно неосознаваемых, ставших частью обыденной жизни.  

 

Если у вас высокий уровень тревожности, Вы можете понаблюдать за собой и с удивлением обнаружить, что  некоторые определенные ситуации в вашей жизни являются триггерами, запускающими фобическую реакцию. Они вызывают у вас неконтролируемый страх или сильную тревогу.

 

 Зная свои триггеры, вы можете попробовать самостоятельно или с помощью психолога найти и избавиться от своих фобий.  в современной психологии для этого есть довольно много эффективных методов. За достаточно короткое время можно проработать свои эмоциональные травмы, избавиться от фобий и значительно снизить уровень тревожности. 

 

Задумайтесь, как  изменится ваша жизнь, если из нее убрать неконтролируемый страх и сильную тревогу?

Связаться с автором статьи:

Психолог, сексолог, гештальт-терапевт
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Профессиональное решение психологических проблем. Квалифицированная помощь в случаях: КРИЗИС И ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ | ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ | ТРЕВОЖНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ, ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ | ПСИХОСОМАТИКА | "МУЖСКИЕ" ПРОБЛЕМЫ | ЛИШНИЙ ВЕС.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить