
Психотерапия: офигеть!
Мы, психологи, часто тревожимся.
Я тревожусь. Большинство моих знакомых коллег тревожится.
При работе с неуверенностью и тревогой я проявляю неуверенность и тревогу, вот так-то). Это - ролевая модель терапевта: так я демонстрирую, что можно тревожиться и при этом продолжать делать важные дела - вести терапию, например.
Мы тревожимся за своих клиентов и ход терапии с ними.
"А в ту ли сторону мы идём?"
"Я не знаю, что лучше сделать, чтобы ему стало легче!"
И, в конце концов:
"Ля, вот фигню я спорол на прошлой сессии! Вдруг ему от этого станет хуже/ он уйдёт из терапии?"
У нас нет универсального рецепта "Что делать и как жить".
Если бы он был, психологи были бы не нужны, – выдал компьютер человеку бумажку – тот её прочёл – и зажил долго, счастливо и беззаботно.
Но такого рецепта нет.
Поэтому психологи нужны.
Есть общие рекомендации, есть протоколы работы. Но всё равно для каждого клиента – его собственная терапия, его собственная стратегия.
И поэтому психологи тревожатся.
"А туда ли мы идём?"
"Что сейчас лучше сделать?"
И далее по списку)
Знаете, что я заметила за годы практики?
Психотерапия – это одно сплошное ОФИГЕТЬ.
Я работаю в подходах с более или менее чёткими протоколами и возможностью отслеживать, прогнозировать и стимулировать процессы, происходящие у клиента в голове. Я знаю и умею сотни полезных штук. Я могу выстраивать их в такие красивые и эффективные схемы, что просто закачаешься. Я годами учусь вести психотерапию.
И всё равно КАЖДЫЙ клиент рано или поздно вызывает у меня "ОФИГЕТЬ!"
Работаем мы над какой-то проблемой. И так к ней подкапываемся, и эдак. И с бубном вокруг пляшем, и ленточками размахиваем. Ни в какую. Не решается.
А потом проходит неделя/ две/ месяц. Клиент приходит, и такой: "А, пф-ф-ф, как два пальца об асфальт! Какая проблема? Так это не проблема. Она уже решилась. Давай следующую работать"
Блин, как? Что произошло? Что ты сделал? Как можно быть таким классным? Научи и меня, а?
Или скажешь на десятой встрече во время приветствия какую-нибудь дежурную фразу типа "солнечно сегодня", а клиент как давай сыпать инсайтами! И то понял и это осознал. А ты сидишь, глазами хлопаешь, фиксируешь в блокнотике.
Что его зацепило? Что стало пусковым крючком? Как он до этого дошёл? ОФИГЕТЬ!
Конечно, все эти процессы можно отследить. Но ПОСТФАКТУМ. После того, как они произошли. Чтобы зафиксировать цепочку мыслей и действий и дать клиенту, чтобы он мог потом применять её в схожих ситуациях.
Но спрогнозировать – никогда. По крайней мере, у меня ни разу не получилось.
Я не могу заранее сказать: "На следующей встрече он осознает и начнёт действовать, я уверена".
Это, блин, непредсказуемо.
Это каждый раз ОФИГЕТЬ.
И это классно.
А пишу я это к тому, что мы, психологи, много тревожимся. За клиентов и за свои действия в терапии. Потому что хотим помочь. Ну, по крайней мере я точно очень хочу. Я искренне болею за своих клиентов.
А если продолжать хотеть помочь, и при этом принять во внимание фактор неожиданности? То, что мы не можем заранее точно предсказать, как то или иное наше действие повлияет на клиента?
Может быть, тогда можно будет чуть-чуть поубавить тревоги и добавить принятия любых последствий?
Мне кажется, что можно.
Мы со своей стороны можем делать максимум для бережной и эффективной работы.
Но этот максимум [слово-то какое достигаторское, надо бы его заменить] – не всё.
Очень многое лежит вне поля нашего зрения и контроля.
Давайте оставим часть ответственности клиентам и случаю. Так будет честно.