Психотерапия: офигеть!



Психотерапия: офигеть!

 Мы, психологи, часто тревожимся.

Я тревожусь. Большинство моих знакомых коллег тревожится.

 

При работе с неуверенностью и тревогой я проявляю неуверенность и тревогу, вот так-то).  Это - ролевая модель терапевта: так я демонстрирую, что можно тревожиться и при этом продолжать делать важные дела - вести терапию, например.

 

Мы тревожимся за своих клиентов и ход терапии с ними.

"А в ту ли сторону мы идём?"

"Я не знаю, что лучше сделать, чтобы ему стало легче!"

И, в конце концов:

"Ля, вот фигню я спорол на прошлой сессии! Вдруг ему от этого станет хуже/ он уйдёт из терапии?"

У нас нет универсального рецепта "Что делать и как жить".

Если бы он был, психологи были бы не нужны, – выдал компьютер человеку бумажку – тот её прочёл – и зажил долго, счастливо и беззаботно.

Но такого рецепта нет.

Поэтому психологи нужны.

Есть общие рекомендации, есть протоколы работы. Но всё равно для каждого клиента – его собственная терапия, его собственная стратегия.

И поэтому психологи тревожатся.

"А туда ли мы идём?"

"Что сейчас лучше сделать?"

И далее по списку)

 

Знаете, что я заметила за годы практики?

Психотерапия – это одно сплошное ОФИГЕТЬ.

Я работаю в подходах с более или менее чёткими протоколами и возможностью отслеживать, прогнозировать и стимулировать процессы, происходящие у клиента в голове. Я знаю и умею сотни полезных штук. Я могу выстраивать их в такие красивые и эффективные схемы, что просто закачаешься.  Я годами учусь вести психотерапию.

И всё равно КАЖДЫЙ клиент рано или поздно вызывает у меня "ОФИГЕТЬ!"

Работаем мы над какой-то проблемой. И так к ней подкапываемся, и эдак. И с бубном вокруг пляшем, и ленточками размахиваем. Ни в какую. Не решается.

А потом проходит неделя/ две/ месяц. Клиент приходит, и такой: "А, пф-ф-ф, как два пальца об асфальт! Какая проблема? Так это не проблема. Она уже решилась. Давай следующую работать"

Блин, как? Что произошло? Что ты сделал? Как можно быть таким классным? Научи и меня, а?

Или скажешь на десятой встрече во время приветствия какую-нибудь дежурную фразу типа "солнечно сегодня", а клиент как давай сыпать инсайтами! И то понял и это осознал. А ты сидишь, глазами хлопаешь, фиксируешь в блокнотике.

Что его зацепило? Что стало пусковым крючком? Как он до этого дошёл? ОФИГЕТЬ!

 

Конечно, все эти процессы можно отследить. Но ПОСТФАКТУМ. После того, как они произошли. Чтобы зафиксировать цепочку мыслей и действий и дать клиенту, чтобы он мог потом применять её в схожих ситуациях.

Но спрогнозировать – никогда. По крайней мере, у меня ни разу не получилось.

Я не могу заранее сказать: "На следующей встрече он осознает и начнёт действовать, я уверена".

Это, блин, непредсказуемо.

Это каждый раз ОФИГЕТЬ.

И это классно.

 

А пишу я это к тому, что мы, психологи, много тревожимся. За клиентов и за свои действия в терапии. Потому что хотим помочь. Ну, по крайней мере я точно очень хочу. Я искренне болею за своих клиентов.

А если продолжать хотеть помочь, и при этом принять во внимание фактор неожиданности? То, что мы не можем заранее точно предсказать, как то или иное наше действие повлияет на клиента?

Может быть, тогда можно будет чуть-чуть поубавить тревоги и добавить принятия любых последствий?

Мне кажется, что можно.

Мы со своей стороны можем делать максимум для бережной и эффективной работы.

Но этот максимум [слово-то какое достигаторское, надо бы его заменить] – не всё.

Очень многое лежит вне поля нашего зрения и контроля.

Давайте оставим часть ответственности клиентам и случаю. Так будет честно.

Связаться с автором статьи:

Психолог
Направления: КПТ, АСТ. Работаю с тревожными и депрессивными состояниями. Френдли.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить