
Про границы
Хочу поделиться своим видением того, что такое границы человека и как они формируются.
Физические границы человека ограничены нашим телом, а именно кожным покровом. Здесь всё достаточно понятно. И если кто-то прикасается ко мне без моего согласия (удар, объятия, поцелуй, поглаживание и пр.) я могу расценивать это, как нарушение моих физических границ
С психологическими границами не всё так однозначно. Они формируются постепенно, с ростом ребенка. Ориентировочно до полугода ребенок не воспринимает окружающий мир как что-то отдельное. Грудь матери, её нежные, заботливые или холодные и отстраненные руки, бубнящий голос папы, музыка, солнечный свет – это всё он сам. Ребенок не чувствует себя отдельным, не чувствует границ между собой и окружающим его миром. Это важный базовый период слияния, напитывания ресурсом, формирования доверия к себе и миру
Первый опыт обнаружения своих границ начинается чуть позже, когда ребенок с удивлением начинает замечать свои ручки и ножки, исследует их. Потом опыт начинает усложняться - малыш начинает ходить, манипулировать окружающими предметами, взаимодействовать с людьми которые находятся рядом. Именно здесь начинают проступать границы – до этого я дотянуться не могу, это не дают или забирают, туда нельзя ходить и т.д.
Позже, когда ребенок начинает осознавать, что он существует отдельно, а мама отдельно, начинается этап формирования личных границ – где я и где моё, а где не я и чужое. Здесь имеет место быть этап – «я сам», «моё» когда ребенок стремится действовать самостоятельно, активничать, начинает отличать «свои» игрушки, пробует брать «чужое». Если близкие поддерживают активность, умело регулируют процесс исследования, то у ребенка появляется понимание своих границ, умение их отстаивать, а также принимать во внимание границы других людей, т.к. его личные границы уважаются. Отдельно стоит выделить принятие эмоциональных/чувственных проявлений ребенка – его злости, обиды, радости, страха, удовольствия, слез
В этом посте поделюсь вариантом жесткого контроля, когда границы ребенка не уважаются (игнорируются/нарушаются) из серии «да мало ли чего ты хочешь, я вот тоже много чего хочу», «дай ему поиграть, тебе что жалко?», «не хнычь, подумаешь ударился» и пр. Формируется понимание, что мои границы могут быть нарушены, их не уважают и не считаются с ними. Эмоции также начинают делиться на хорошие и плохие. «Плохие» приходиться сдерживать либо выражать, но потом осуждать себя за это и считать себя «плохим». В этом случае могут возникать две полярности:
- границы ребенка могут становиться жесткими, непроницаемыми. Он чувствует себя безопасно в них, но нет близкого теплого контакта, нет проявления эмоций, чувств, а значит много внутреннего напряжения и мало спонтанности, жизни, возможности доверять другим, просить о помощи, опираться на них в трудных ситуациях. Будучи взрослым, он может ощущать себя словно в скафандре или в стеклянной комнате. Он очень остро реагирует на нарушение своих границ, порой чрезмерно остро, несоизмеримо с ситуацией и это повторяется периодически. Например, может накричать, когда ему нечаянно наступили на ногу. Людям с жесткими границами сложно говорить о своих чувствах и переживаниях. Они ждут подвоха, предательства, осуждения и пр. Маркируют эмоции как позитивные и негативные, читай «одобряемые» и «неодобряемые».
- границы ребенка размыты. Ему сложно ориентироваться, что можно делать, а что нельзя, как можно говорить/поступать с другими людьми, а как недопустимо, как можно людям обращаться с ним, а как нельзя. Это может распространяться на любые сферы жизни, будь то: отношения, финансы, работа, увлечения и пр. Такого человека часто обманывают, пользуются им в своих интересах, причем неоднократно. А так как он имеет весьма размытое представление о своих границах, то и границ других людей не чувствует и нарушает их. У таких людей часто есть сложности с проявлением агрессии, т.к. не сформировался навык защиты своих границ, отстаивания своих желаний, интересов. Они ориентируются на ожидания, желания и потребности других людей, избегают конфликтов, потому что чувствуют свою неустойчивость.
ПС. В следующем посте расскажу о варианте, когда контроль отсутствует и человек живет в иллюзии безграничности.