Когда одиночество убивает



Когда одиночество убивает

Неспособность пребывать в одиночестве имеет разные градации и уровни— от легкого чувства тоски, печали и дискомфорта до крайних форм ее проявления: чувство развала на куски, потери ощущения себя, расстройства мышления, ужас психической дезинтеграции. В наиболее тяжелых случаях проживание одиночества похоже на падение в космос и медленное умирание. Д. Винникотт описывает это так:

- распад на куски;

- бесконечное падение;

- умирание…умирание…умирание;утрата всякой надежды.                                                                                                       На мой взгляд, самым бессмысленным и беспощадным советом здесь выступает совет, который Вы могли слышать или читать, — «научись пребывать в одиночестве». Но, способность пребывать в одиночестве— это не навык, который можно сформировать и развить в себе самостоятельно. Неспособность пребывать в одиночестве и сильная потребность в другом— это прежде всего ранняя детская травма.

Истоки неспособности пребывать в одиночестве, коренятся глубоко в детстве, на первом году жизни. Главная потребность в такой ситуации— быть рядом с кем-то и она становится не реализованной. Такие люди неспособны оставаться в одиночестве, они не могут быть счастливы без партнера. Только будучи в контакте с кем-то они могут переживать ощущение счастья. Именно эти люди считают себя половинками и всегда находятся в поиске другого. Будучи одинокими, они не ощущают себя цельными личностями, ощущают себя потерянными и лишенными части себя. Это переживание можно сравнить с потерей своей части тела— руки или ноги. Даже несмотря на высокую занятость и отсутствие свободного времени глубоко внутри они чувствуют себя несчастливыми. Хобби, работа, многочисленные увлечения, встречи с друзьями, вечеринки только маскируют, замазываю как пластилин всепоглощающее чувство одиночество.

Такое крайнее цепляние за другого человека имеет в своей основе то, что Эстер Бик и Дональд Мельцер назвали адгезивной идентификацией. Адгезивная идентификация— это неспособность быть в контакте с самим собой. Это  сильная прилипчивость, цепляние, острая нужда в другом. Это тот случай, когда разлука и расставание с партнером вызывают сильнейшую эмоциональную боль и катастрофическую тревогу.  В отношениях такие люди цепляются за партнера, формируя отношения по типу склеивания— «щека к щеке, кожа к коже» (Э. Бик).

Это похоже на то, как младенец прилипает к телу матери и ощущает ее продолжением собственного тела. Младенец не способен существовать отдельно от матери, без нее он чувствует себя глубоко несчастным. Пережитый такой опыт в раннем детстве наносит удар на психику, формирует инфантильную зависимость от другого и без психотерапии сохраняется на протяжении всей жизни. Прежде всего— это травма. И пока это травма не приработается, способность пребывать в одиночестве не будет сформирована. Эта травма может быть проработана только через новые отношения с психотерапевтом, с которым формируется перенос (переносные отношения) — то есть человек заново как бы проживает этот ранний опыт взаимодействия только уже с новым опытом и так наступает исцеление. Терапия с такими клиентами не проста, так как они тяжело переживают расставания от сессии до сессии, а отпуск терапевта для них является стрессовой ситуацией и шоком. Им всегда нужно быть с ним на связи: они пишут сообщения, высылают фотографии, звонят. Если терапевт вступает в это взаимодействие, то таким образом как бы поощряет клиента продолжать такие отношения, что в свою очередь не ведет к проработке и разрешению проблемы, не формирует у клиента способности выдерживать эту дистанцию и проживать одиночество самостоятельно. Эта динамика будет длительно время сохраняться в терапии, пока травма не будет проработана и новый опыт не будет интегрирован.

Источник:

Д. Винникотт «Маленькие дети и их матери».

Д. Мельтцер «Мозаика "Я". Жизнь без боли. Психоаналитический процесс»

Э. Бик «Восприятие кожи в период ранних объектных отношений».

Э. Бик «Дальнейшие размышления о функциях кожи в ранних объектных отношениях».

Ж-М. Кинодо «Приручение одиночества. Сепарационная тревога в психоанализе».

Связаться с автором статьи:

Психолог, психоаналитик, семейный психолог
Веду очный прием в Москве и онлайн по всему миру(Skype/WhatsApp/Zoom) в комфортабельном кабинете. Частная практика с 2007 года. Работаю индивидуально, с парами и подростками. Возможны как разовые консультации, так и длительная работа. Образование получила в Московском Институте Психоанализа. Прошла…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить