"Не верю! Хотя...»



"Не верю! Хотя...»

Автор статьи: Олег Герт

Один из моих учителей, многие годы посвятивший теоретическому и практическому изучению социального уклада традиционных обществ, говорил так: "Отношение женщины к мужчине - прямая проекция отношения мужчины к Богу".

Если в этом месте чья-то рука уже потянулась к камню, чтобы швырнуть его в автора этих строк, повторяю: это говорил один из моих учителей. Я просто цитирую старика. Положите камень на место и дослушайте…

Итак, что он ещё говорил?

В основе отношений между Богом и человеком лежит вопрос веры. Это первый и самый главный вопрос, который человек должен для себя решить, правда ведь?..

Если его не решить, если по этому поводу у человека нет определённой позиции, то все прочие вопросы бессмысленны. Ну, в самом деле: вот спросите вы человека "А Бог для тебя - это что? Ты к нему как относишься?.." А человек вам такой: "А я в Бога вообще не верю! Бога нет!"

Ну, не веришь, так не веришь. Нет, так нет. И говорить, собственно, более не о чем.

А теперь, внимание, вопрос: что весьма часто можно услышать от современной женщины по поводу, так сказать, мужчины?.. Ну, не какого-то конкретного, а "мужчины" вообще?..

Правильно. То же самое примерно. "Да не верю я мужикам!" Или: "Настоящих мужчин больше нет!"

Были, да все повывелись, как говорила героиня Веры Алентовой в культовом фильме "Москва слезам не верит". Или, как говорил чуть ранее Фридрих Ницше, "Бог умер". Был, да сплыл.

В общем, и те говорят "Не верю!", и эти. Прямо как режисёр Станиславский. Или как у Довлатова в "Зоне": "Мне один опер на допросе тоже твердил: "Не верю, не верю…"

Итак, у женщины примерно та же проблема по отношению к мужчине, что и у мужчины по поводу Бога, а именно: изначальное сомнение в его, так сказать, существовании.

Таковое сомнение может быть разрешено прямым предъявлением искомого персонажа. Как сказал, например, Фома Неверующий про Христа, "Уверую, если увижу". Ну, ему и предъявили. А героине Алентовой предъявили персонажа Баталова. Но таких счастливчиков и счастливиц, почему-то, не так много. Поэтому большинству приходится решать проблему Бытия Божия, равно как и существования мужчины, просто верой.

Проблема номер два формулируется как "Он меня совсем не слышит!"

Знакомо, да?..

Бог, действительно, производит на большинство даже искренне верующих в него людей впечатление довольно глуховатого, или не слишком внимательного к человеческим потребностям персонажа.

Ну, то есть, я ему твержу каждый день одно и тоже: дай вот это, подай вот то, мне это нужно, мне того не хватает… Ан нет. То ли плохо прошу, то ли не слышит персонально меня, то ли вообще не слышит, то ли делает вид, что не слышит… Либо, опять-таки, его просто нету. И я, так сказать, разговариваю с пустотой.

Примерно тоже самое психологу говорит женщина - "Я словно с пустым место разговариваю!" - в процессе описания ею семейной жизни, или не слишком хорошо складывающихся отношений… То есть мужчина, паразит, тоже то ли не слышит, то ли прикидывается. Тем самым нагло игнорируя мои потребности, и обесценивая мои желания…

Правда, изложение мужчиной своих пожеланий Богу всё же завершается фразой "Впрочем, не как я хочу, но как Ты" или "Да будет воля Твоя!" То есть я, конечно, высказался, но ты сам решай…

Вот интересно было бы посмотреть на семейную пару, в которой женщина завершала бы свой разговор с мужчиной такой фразой, правда?.. Просто в качестве психологического эксперимента.

Сходство номер три носит не столь очевидный, хотя и весьма фундаментальный характер… Я даже, честно говоря, не уверен, что это - сходство. Как по мне, так отличие. Но учитель утверждал, что сходство.

Любой верующий в Бога человек (впрочем, и не верующий тоже) не в состоянии дать себе рациональный ответ на вопрос "А зачем я вообще Богу нужен?"

То есть ответить себе на вопрос "Зачем мне нужен Бог?" довольно просто. Как говорят продвинутые священнослужители, вера бывает трёх видов: первая ступень "Подай, Господи!", вторая ступень "Спасибо, что подаёшь, Господи!", и третья, самая высшая ступень, - "Спасибо, что Ты есть, Господи!" То есть вера первой ступени - это просьба, вера второй ступени - благодарность за подаяние, вера третьей ступени - благодарность за сам, так сказать, факт Бытия… Своего, в том числе.

Но вот любая попытка обосновать, зачем же я нужен Богу, и чего такого я могу ему дать, и вообще чего я могу сделать, чтобы хоть как-то обосновать своё существование в Его глазах, приводит и человека верующего, и не верующего, в состояние интеллектуального ступора. Ну, в самом деле, что?.. Он для меня - опора, надежда, защита, уверенность, что там ещё?.. А я?

Удивительно, но разговаривая с женщиной, которая, по каким-то причинам, никак не может, так сказать, наладить личную жизнь, и задавая вопрос "А почему мужчина выберет именно Вас? Что его именно в Вас привлечёт?", психолог весьма часто наблюдает похожее состояние…

И оно, конечно, понятно и объяснимо. Более того: оно разумно, и, как говорил мой старик-учитель, и составляет, так сказать, основу Бытия… Не только Божьего, а вообще.

Потому что женщина, пытаясь ответить на этот вопрос, начинает думать о своей ценности. О своих, так сказать, многочисленных плюсах. Которые, конечно же, у меня есть, просто вот так сходу я сейчас вспомнить не могу…

Но человек, формируя своё отношение к Богу, не обязан исходить из некоей своей ценности и достоинств, которые он, так сказать, с гордостью предъявит Всевышнему, после чего будет немедленно зачислен Им в круг любимчиков и ударников духовного труда.

Отношения человека с Богом строятся прямо противоположным образом.

Человек предъявляет Богу свою слабость, неумение, непонимание, сомнение, незащищённость, и даже само своё неверие в того, с кем он разговаривает, тоже предъявляет. И, как ни странно (хотя чего же тут странного, говорил старик-учитель), именно такой человек и обретает с Богом надёжную и постоянную связь.

Вступает с ним, так сказать, в долгосрочные отношения. С обязательствами.

А вот современный информационный дискурс, в котором мы все варимся (не живём, а варимся, как в котле: вспомнили, кого и где в котле варят в традиционной мифологии?) предписывает женщине строить свои отношения с мужчиной, исходя из собственной ценности.

И даже многие психологи (как правило, психологини-женщины) так и говорят своим клиенткам: осознайте, говорят, свою собственную ценность. И предъявите, говорят, эту ценность. Вы, говорят, самодостаточны. Вы, продолжают, вполне можете обойтись и без него. Так что пусть он знает и понимает, как ему повезло. И не позволяйте себя никогда, так сказать, обесценивать…

Вот я, помню, и возражаю учителю: так ведь человек предъявляет Богу свою немощь и слабость. А женщина предъявляет мужчине свою силу и ценность. Где тут сходство?..

А он такой: ну сходи, говорит, в храм Божий. Предъяви свою силу и ценность. И предложи, так сказать, построить долгосрочные гармоничные отношения… А потом, говорит, придёшь и расскажешь, как дела. Как вообще жизнь. В отношениях ли ты. Или всё ещё в активном поиске…

Я вот никак не дойду, не проверю гипотезу учителя.

Но может оно и не надо, конечно. Старый человек, вчерашним днём живёт… Трендов не понимает, изменений не видит. Мир-то поменялся давно. Бог умер. Мужики повывелись.

Или нет?..

Связаться с автором статьи:

Психолог
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Практикующий психолог, публицист, писатель. Успешный 20-летний опыт работы в психологическом консультировании, в том числе в области семейных отношений, воспитания детей, в решении личных проблем, в преодолении возрастных кризисов.


Комментарии
отправить