Зависимость



Зависимость

 

И рыбку съесть - и в воду не лезть. 

Это выражение - лозунг сегодняшней статьи. Скоро поймёте, почему)

 

Сейчас мы поговорим про зависимости. Не про те, которые от всяких интересных веществ, а про нехимические. Хотя механизм действия у них один и тот же. 

Итак. 

За счёт чего формируется, допустим, игромания? 

Что мы получаем от игры? 

Приятные эмоции, конечно. При минимуме неприятных. 

Прохождение квестов и миссий в игре – это достижение, преодоление. 

А достижение – один из основных и, пожалуй, самый яркий источник положительных эмоций. 

Потому что достижение как бы говорит нам:  

“Ты смог, ты справился, ты герой!” 

Такой яркий ярлык, вызывающий насыщенные позитивные эмоции. 

Внимание: следующий фрагмент текста может выглядеть как обесценивающий, обвиняющий или ещё какой-нибудь нехороший. Это не так. В смысле я не хочу кого-нибудь завиноватить - просто я не знаю, как его переписать, чтобы читалось нормально (в моей голове оно читается неприятно). Так что представьте, что я произношу это сочувствующим тоном, без сарказма и иронии - и надеюсь, что это только в моей голове звучит обесцекнивающе). 

Офигенно же, ну. 

Так достигай и радуйся!... 

Но всякие там достижения могут сопровождаться трудными переживаниями. Чтобы пробежать марафон, нужно тренироваться. А тренировки вызывают скуку, одышку и жжение в мышцах. И в боку от них колет. И ещё ведь не факт, что выиграешь: бегаешь, мучаешься, а придёшь пятым - тогда привет, разочарование и обида. А достижений-то хочется. 

А где достигать, если на стадионе так неприятно? 

В игре! Там и достижение ого-го и в боку не колет. А если продуешь, то не так обидно: ты же не бегал, не мучился, только кнопки нажимал. 

Профита много, страданий – мало. 

И рыбку съесть - и в воду не лезть. 

Решено, гамаем. 

 

А можно ещё так: 

Приходишь вечером с работы, а в голове задачи-совещания-планёрки и клиент-чудак. 

Нужно от-дох-нуть. 

Но мысли мешают, заразы. 

Как переключиться и заполучить дофаминчика? 

Совершить мысленное усилие? А если не получится? Сложно. 

Решено, гамаем. 

  

Сразу хочу оговориться: испытывать сложные эмоции и не хотеть что-то делать – нормально.  

Это не значит, что вы "слабак" или ещё кто-то там [см. статью “Драники молчат”] 

Эволюционно наш мозг заточен под поиск наиболее простых решений. 

И если перед ним условно стоит задача совершить достижение, он постарается выбрать самый простой способ. Например, игру. 

И рыбку съесть - и в воду не лезть. 

  

А ещё мозг стремится к стабильности. 

Поэтому если способ работает, мозг к нему привыкает и особо не ищет новых путей. А иногда [на самом деле часто] даже сопротивляется и раз за разом возвращается к старому. К игре, например. 

 

И вот мозг привык, игра используется всё чаще. В любой непонятной ситуации – играй. 

Игра занимает уже 18 часов в сутки, а чтобы получить больше достижений, ты вкидываешь в неё деньги. 

Игра уже давно не стоит свеч, но мозг привык, подсел, он по-другому уже не умеет... 

 

Думаю, понятно, что сейчас я описываю крайний случай.  

В большинстве ситуаций всё не так ярко. 

И, более того, все мы на чём-то “сидим”. 

Кто-то беспрестанно осваивает новые виды макияжа. 

Кто-то коллекционирует открытки. 

Кто-то отказывается всё от новых и новых продуктов. 

  

И каждый новый мейк, каждая уникальная открытка, каждое "я теперь не ем..." – достижение. 

  

Достижение = яркие приятные эмоции. 

 

А просмотр альбома с открытками или своих фоток с макияжем – это как прогулка по собственной Аллее Славы, по своему Залу Достижений. 

Признайтесь честно, вы пересматриваете свои крутые сториз? А фотки? 

Я пересматриваю. 

Это оно и есть: я красивый, я умный, я герой. 

 

Но давайте вернёмся немножко назад, к игре. И, например, к коллекционированию. 

  

Что происходит, когда формируется зависимость? 

Постепенно игровые задачи приобретают такую же значимость, как обычные жизненные. 

А потом становятся даже более значимыми. 

Нет никого более организованного и пунктуального, чем геймер, которому нужно зайти в игру ровно в 11:00, чтобы собрать бонусы. 

При этом он же может неделю откладывать поход в магазин за хлебом. 

Коллекционер может проехать три страны ради редкой монетки, но не пойдёт на родительское собрание к сыну в школу, потому что "нет времени". 

Приоритеты меняются. 

 

Я не стану сейчас рассказывать про "тревожные звоночки" и "как определить, что..." – этого в Гугле выше крыши, пользуйтесь. 

  

Я расскажу, что: 

  

Основа в терапии зависимостей – выбор. 

Выбор каждый раз. 

Каждую секунду мы выбираем, чем сейчас будем заниматься. Сядем играть или выйдем на улицу? 

И второй столп терапии зависимостей – мотивация. 

Мотивация – это когда ты знаешь и помнишь, для чего ты всё это делаешь, для чего совершаешь выбор. 

 

Вместо напутствия: 

Желаю всем иметь выбор, лезть или не лезть в воду, чтобы съесть рыбку. 

Потому что поедание только сухой рыбы может привести к обезвоживанию и обезрыбливанию) 

Связаться с автором статьи:

Психолог
Направления: КПТ, АСТ. Работаю с тревожными и депрессивными состояниями. Френдли.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить