Цель коммуникации


10.05.2022 | Дружба

Цель коммуникации

Бывает, что мы говорим только для того, чтобы не молчать.
А бывает, что думаем: "Боже, зачем я это сказал?"
Бывает по-разному. И большинство этих случаев объединяет одно – цель коммуникации.

Цель коммуникации – это то, зачем мы что-то говорим.
Цель коммуникации – это то, что мы хотим получить благодаря произнесению слов.
Цель коммуникации – это то, ради чего мы вообще затеваем и продолжаем общение.

И цели коммуникации могут быть разными, очень разными.

Допустим, когда мы говорим что-то, чтобы не молчать, на самом деле мы отвечаем поведением на какую-то свою мысль.


Например, Иннокентий думает: "Опять неловкое молчание. Если возникает неловкое молчание, значит, мы не нашли контакт. Если мы не нашли контакт, значит, я не умею общаться. Если я не умею общаться, значит, я некоммуникабельный. Если я некоммуникабельный, значит, я неудачник. Если я неудачник, значит, я не приспособлен к миру. Если я неприспособлен к миру, значит, я не выживу" → стыд, тревога → мысль "Нужно что-то сказать" → говорит "Погода сегодня хорошая".

В этом примере цель коммуникации Иннокентия – перестать испытывать стыд и тревогу по поводу того, что он неприспособленный [читай: "неправильный"] и не выживет. Когда Иннокентий говорит "Погода сегодня хорошая", он думает, что "неловкое молчание" закончилось, а значит, он коммуникабельный, приспособленный и выживет, и тревога Иннокентия отпускает.

Само собой, в голове Иннокентия не разворачивается вся цепочка мыслей. Максимум, что он может заметить – это "Опять неловкое молчание", а вся остальная часть мысленного поезда проносится настолько быстро, что Иннокентий не успевает её заметить.
Проноситься-то проносится, но эмоции [стыд и тревогу] вызвать успевает. И чтобы от них избавиться, Иннокентий "должен" сказать хоть что-нибудь.

Что в этот момент думает об Иннокентии его собеседник?
Да что угодно! Зависит от того, какой мысленный поезд в этот момент пронесётся в голове у собеседника.

Пусть собеседницей Иннокентия будет Изольда.

Итак, ситуация: Изольда беседует с Иннокентием, и в какой-то момент в разговоре возникает пауза на несколько секунд, после чего Иннокентий говорит: "Погода сегодня хорошая".

Если Изольда подумает: "Да, погода отличная. Нам нравится одна и та же погода. Мы похожи. Из него выйдет хороший друг для меня. Надо показать ему, что мы одинаковые, чтобы он тоже это понял", она почувствует тепло, воодушевление, лёгкую тревогу, а потом скажет: "Да, погода классная! Я тоже такую люблю"

Что в ответ подумает, почувствует и скажет Иннокентий, мы предполагать не будем: думаю, и так ясно, что прежде чем что-то сказать, мы просматриваем в голове целое кино о том, как устроен мир, какое место мы в нём занимаем и что нужно сделать, чтобы получить желаемое.
И это кино мы смотрим очень, очень быстро. Так быстро, что иногда даже не успеваем понять, что только что о чём-то подумали.

Тогда получается так:
Ситуация → мысленный поезд → эмоции → слова → "Не понимаю, зачем я это сказал?"

Весь этот обширный текст с примерами я написала для того, чтобы сказать:
Любая наша коммуникация, любые наши слова преследуют какую-то цель. И если мы будем понимать, что это за цель, мы сможем более эффективно выстраивать коммуникацию, а значит, повысим шанс получения желаемого.

Поэтому я предлагаю небольшой эксперимент:

Попробуйте несколько раз в течение следующего дня задавать себе ряд вопросов:

1. Какова цель коммуникации? Чего я хочу добиться этими словами?
2. Для чего мне это нужно? Что я от этого получу?
3. Я действительно считаю, что мои слова так сработают? А если нет, что будет лучше сказать, чтобы получить то, что я хочу?

В конце дня можете записать, открыли ли вы для себя что-то новое. И, если захотите, поделитесь своими открытиями в комментариях.

Связаться с автором статьи:

Психолог
Направления: КПТ, АСТ. Работаю с тревожными и депрессивными состояниями. Френдли.

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить