Жертва, спасатель, агрессор или Треугольник Карпмана


21.12.2021 | Любовь

Жертва, спасатель, агрессор или Треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана - это модель взаимодействия людей между собой.

 

Она была описана в 1968 году Стивеном Карпманом. Он был учеником Эрика Берна (основателя трансактного анализа и автором книг «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» и т.д.).

Модель описывает  привычные психологические роли, которые человек играет в отношениях: жертва, тиран (преследователь или агрессор) и спасатель (спаситель).  

У каждой из ролей есть свой скрытый мотив или вторичная выгода.

Скрытый мотив и или вторичная выгода - это удовлетворения своих потребностей (бессознательных или скрытых от себя) тем способом, которые человек считает приемлемым.

Человек отказывается видеть, что в длительной перспективе такой способ удовлетворения своих потребностей может принести ему вред.

Таким образом, человек действует не из истинных, а из скрытых побуждений.

 

Скрытые мотивы:

Спасатель (рассудительный взрослый) -  получает чувство самоуважения, наслаждения, что кто-то ему доверяет или зависит от него. Ему кажется, что он действует из желания помочь. Избегает своих собственных тревожных и других скрытых чувств. Когда он помогает другому, он поднимает свою самооценку.

Жертва (обиженный ребенок) -  не желает брать на себя ответственность и выходить из пассивного положения.

Тиран (контролирующий родитель) - через конфликты, угрозы, запугивания, нравоучения, насилие обеспечивает свое стремление властвовать и доминировать, чтобы не чувствовать внутренний стыд и беспомощность. Компенсирует свое чувство несостоятельности путем проецирования его на своих жертв.

 

Скрытый мотив одинаковый для всех ролей:

- Дать себе право почувствовать определенные чувства (гнев, превосходство, вину, обиду, радость и т.д.).

- Дать себе оправдание выполнить или не выполнить определенные действия (т.к. внутренние желания отличаются от ожиданий общества).

- Обеспечить предсказуемость жизни для своего эго, которое боится неопределенности.

 

Ущерб другим:

Спасатель - нарушение границ другого человека, так как чаще всего его не просят спасать. Блокирование способности к развитию  у другого человека.

Жертва - приглашает других людей на роли спасателей и тиранов.

Тиран – причиняет боль, за которую не берет ответственность, считая, что другие сами виноваты в его агрессии в свой адрес. 

 

Ущерб себе:

Спасатель - тратит огромное количество своих сил и ресурсов, не занимается собственной жизнью.

Жертва - отвергает советы для решения ее проблем, так как считает их неразрешимыми. Из-за отказа от ответственности часто страдают зависимостями - алкогольной, наркотической, пищевой и т.д. Через зависимости она как бы отрекается от себя, вверяя себя другим людям для заботы о себе. Деградация личности, отсутствие полноценной жизни.

Тиран – вовлекает себя в замкнутый круг из агрессии, которая влечет за собой  чувства вины и стыда.

 

Иллюзии ролей:

Спасатель - я великодушный и эмпатичный.

Жертва - я беспомощная на самом деле.

Тиран - другой сам виноват в моей агрессии.

 

Как прервать игру:

- Раскрыть роли играющих, раскрыть свою роль.

- Отказаться от выигрыша (вторичной выгоды) за исполнение своей роли.

- Дать себе право проживать свои чувства напрямую, а не через роль.

- Позволить себе выполнять или не выполнять определенных действия без поиска общественно приемлемого оправдания для себя.

- Осознать, что на самом деле: спасатель - не помогает, жертва - не беспомощна, тиран - не имеет оснований для агрессии.

 

Как понять, что я в роли:

Жертва - я чувствуют грусть и страх (беспомощность, безысходность, бессилие, психологическое давление, никчемность, невостребованность, собственную неправоту, неясность, обиду, отчаяние, жалость к себе)

Спасатель - я чувствую грусть, страх и радость (жалость, ответственность, превосходство, ощущение собственного могущества)

Тиран - гнев и азарт (раздражение, неприязнь, негодование, уверенность в собственной правоте, возмущение, чувство оскорбленного самолюбия, азарт от ощущения погони за жертвой)

 

Как понять, что вы столкнулись с ролью:

С ролью жертвы - вы чувствуете дискомфорт, переживаете боль за нее, желание помочь, активно сострадаете.

С ролью спасателя - вы испытывает за него чувство гордости или недоумения из-за масштабов помощи.

С ролью тирана - вы чувствуете возмущение и гнев по отношению к тому, о ком он ведет речь, либо по отношению к самому агрессору.

 

Искушения (точки входа), которые приглашают нас занять ту или иную роль:

Для жертвы - сигнал, демонстрирующий ее ненужность.

Для спасателя - явный или скрытый призыв о помощи.

Для тирана - чья-то несообразительность или несправедливость.

 

В молитве «Отче наш» есть слова – «…и не введи нас во искушение...»

 

Вопросы, которые можно задать человеку, чтобы его роль стала очевидна для него:

Жертве: Что вы сделали для того, что я или кто-либо смог вам помочь?

Спасателю: Что подтверждает, что другой человек нуждается в вашей помощи?

Агрессору: Какие у вас основания для вашей чувства гнева и возмущения в адрес другого человека?

 

Что делать, если вы вышли из роли, но другие все еще остаются в ней:

Конвертировать роли других людей (жертв, спасателей и тиранов) в вашей жизни в конструктивное русло для себя. Например, агрессор может стать суровым учителем для развития качеств, которых вам не хватает. Жертва может стать вашим прилежным учеником, кому мы даем советы, если захотим. Спасатель может стать нашим помощником или коучем, когда мы в этом нуждаемся. Суммируя, мы превращаем жертву в ученика, спасателя - в помощника, тирана - в учителя.

 

Ролевые игры замещают настоящее искреннее общение, в котором мы используем взрослые эмоции и реакции.

Игры в ролевые игры являются клеткой, которая ограничивает человека в свободном развитии, творческом поиске, достижении состояния покоя и сбалансированности.

Связаться с автором статьи:

Психолог

нравиться ?
Отзывы и комментарии
отправить