Влияние семье на возникновение зависимости



Влияние семье на возникновение зависимости

 В этой статье я хочу поделиться своими наблюдениями за время работы психологом в наркологическом отделении.

 В процессе работы с зависимыми пациентами я заметила следующую закономерность: стиль воспитания, который был принят в их семьях, можно было отнести либо к гиперпротекции, либо к гипопротекции.

 В чем особенность этих стилей воспитания?

А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.

3. Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание "кумира семьи". Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.

В дальнейшем, я буду говорить о гиперпротекции в целом, не разделяя ее на доминирующую и потворствующую.

Как связана зависимость со стилями воспитания?

  Для зависимости существует множество определений. Я бы хотела остановиться на таком психологическом аспекте зависимости, как отсутствие у человека способности управлять/справляться с собой (своими эмоциями, желаниями), распознавать свои потребности и находить наиболее оптимальный способ удовлетворения этих потребностей. Отсутствие способности позаботиться о себе (в различных смыслах), находиться с собой наедине, найти себе занятие и т.д. Соответственно употребление алкоголя или наркотических веществ для такого человека является чуть ли не единственным способом изменить свое эмоциональное (а часто и физическое) состояние в лучшую сторону.

Какой вклад вышеперечисленные дисфункциональные стили воспитания вносят в формирование зависимости у ребенка?

  Оба этих стиля воспитания имеют одно очень важное общее свойство – они препятствуют построению здоровых границ в отношениях, также препятствуют формированию способности ребенка распознавать различные сигналы своего организма (физические и эмоциональные) и находить наиболее подходящую в конкретной ситуации реакцию на эти сигналы. Также в этих семьях игнорируются истинные потребности ребенка, они могут признаваться как ненужные, неуместные, вредные, плохие, либо же родитель в целом не в состоянии услышать ребенка (например, сам находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Как образом это происходит при гиперпротекции?

  При гиперпротекции родители (или фигуры их замещающие, например, бабушки) берут на себя функцию считывания, распознавания сигналов и также предлагают уже заранее готовую реакцию, часто очень стереотипную, привычную, а поэтому не всегда адекватную ситуации. Фигура взрослого является для ребенка безусловным авторитетом, поэтому он доверяет мнению мамы или бабушки больше, чем своему. В подобной ситуации ребенок не прислушивается к своим желаниям, не понимает их, не доверяет себе и своим эмоциям, т.к. это не находит поддержки у значимых взрослых.

  Возьмем типичный пример: прогулка. В семье с гиперпротекцией родитель не интересуется мнением ребенка, хочет ли он идти на прогулку, куда, чем он хочет заниматься. Обычно он руководствуется тем, что просто надо, режим и проч. Подбирая одежду, не спрашивает ребенка, холодно ему, жарко, комфортно и т.д., а исходит из исключительно своих представлений о том, как правильно. Такие родители могут игнорировать или пресекать различные протесты ребенка, мотивируя свое решение тем, что «я лучше знаю, мне виднее и т.д.» без какой-либо другой аргументации.

  Тоже самое может происходить в процессе питания, сна, игр и т.д. В подобных отношениях отсутствует диалог, обсуждение ситуации, принятие общего решения. В них есть один человек, который принимает все решения за другого. Похожие вещи происходят и в области переживания эмоций. Родитель в процессе общения может транслировать послание, общий смысл которого сводится к: «твои эмоции неуместны, неправильны». Например, «не надо злиться», «ни к чему обижаться». В будущем дети, выросшие в таких семьях, хорошо умеют подавлять и накапливать негативные эмоции.

  В семьях с гиперпротекцией часто присутствует запрет на негативные эмоции в сторону родителей, поэтому ребенок обращает свои негативные эмоции на себя. Многие явления рассматриваются с позиции правильно-неправильно, имеют место определенные ожидания, что ребенок будет поступать в соответствии с тем, что правильно.

  Работая в наркологическом отделении, я обратила внимание, что данный стиль воспитания характерен для пациентов с алкогольной зависимостью. Именно они «демонстрировали» высокую тревожность, страх несоответствия ожиданиям окружающих, выраженное преобладание «надо» над «хочу», неумение прислушиваться к своим потребностям и сигналам организма, потеря контакта с собственными чувствами и своим телом, постоянное чувство вины. Все это последствия гиперпротекции.

 При гиперпротекции родители берут на себя функцию считывания, распознавания сигналов и также предлагают уже заранее готовую реакцию, часто очень стереотипную, привычную, а поэтому не всегда адекватную ситуации.

В чем особенности гипопротекции и как она влияет на формирование у ребенка зависимости в дальнейшем?

  В случае с гипопротекцией (ее еще можно назвать попустительством или вседозволенностью) какие-либо границы отсутствуют в принципе. Большую часть времени ребенок предоставлен сам себе, родители отсутствуют (например, все время на работе) или же находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Соответственно, рядом нет взрослого человека, который бы вовремя отреагировал на потребности ребенка, помог бы ему разобраться со своими эмоциями, подсказал способ, как с ними лучше всего справиться. Например, ребенок может проголодаться, но в доме нет еды или нет рядом взрослого, который помог бы ему приготовить/разогреть ее. Ребенок вынужденно учится не обращать внимания на свой голод, не чувствовать его. Соответственно не формируется способность распознавать сигналы организма (усталость, холод, боль и т.д.), способность заявлять о своих желаниях и потребностях. Из-за того, что взрослый поглощен своими собственными делами или проблемами, и он не обращает внимания на то, что происходит с ребенком, у ребенка может возникнуть некое «безразличное» отношение к своим чувствам или потребностям. Зачем что-то чувствовать, ведь с этим все равно ничего не сделаешь. Соответственно, употребление алкоголя и наркотических веществ, дают возможность «не чувствовать» злость, обиду, разочарование.

  В таких семьях ребенок может ни в чем не знать отказа: может и разрешения спросить не у кого, а может быть, родителям все равно. Так как рамок и ограничений в таких семьях не установлено, в дальнейшем у ребенка не формируется адекватной реакции на отказ, во взрослом возрасте такой человек очень остро реагирует на запреты, ограничения. Вырастая, он не умеет сам устанавливать себе необходимые ограничения (например, во вкусной, но не самой полезной еде, не умеет распоряжаться деньгами и т.д.). Нет понимания, что разумные ограничения необходимы, не имеет ресурсов, чтобы переживать внешние запреты. В подобных семьях так же, как и в случае с гиперпротекцией, отсутствует возможность обсуждения своих желаний, планов и т.д., принятие совместного решении. Ребенок часто вынужден принимать многие решения сам, не имея для этого никаких знаний, опыта, умений, ресурсов.

  Среди моих пациентов большинство наркозависимых воспитывались в семьях с гипопротекцией. Для них более характерно преобладание «хочу» над «надо», отношения с окружающими по принципу «все или ничего» (выраженная остраненность и отказ от общения или же абсолютное доверие, общение с едва знакомыми людьми как с близкими родственниками без каких-либо границ). Помимо этого: навязчивость и манипулятивность, готовность любыми способами получить то, что хочется, нежелание слышать «нет».

  Если говорит о различиях между этими двумя стилями воспитания, то при гипертпротекции в семье существует большое количество различных ограничений (нельзя), но их необходимость или адекватность обычно никак не обсуждается, т.е. нельзя и все. При гипопротекции можно наблюдать другую крайность – никаких рамок не существует, все (или почти все) можно, но при этом ребенок не получает обратную связь (в том числе и негативную) на свое поведение, даже опасное или саморазрушающее.

Подводя итоги:

1. Большинство моих пациентов с зависимостью воспитывались в семьях с дисфункциональными стилями воспитания (гиперпротекция и гипопротекция).

2. Гиперпротекция и гипотпротекция препятствуют формированию способности у ребенка распознавать свои потребности, желания, эмоции и находить оптимальные способы с ними справляться. Это в дальнейшем приводит к зависимости как к способу влиять на свое эмоциональное и физическое состояние.

3. Алкозависимые пациенты чаще воспитывались в семьях с гиперпротекциях.

4. Наркозависимые пациенты чаще воспитывались в семьях с гипопротекцией.

5. Оба стиля воспитания не учитывают границ ребенка (или нарушают их). Это приводит к тому, что во взрослом возрасте человек не видит/не понимает своих границ. Не умеет выстраивать здоровые и комфортные границы в отношениях с другими людьми.

Связаться с автором статьи:

Клинический психолог, системный семейный терапевт
Специализируюсь на работе со всеми видами зависимости (алкогольной, наркотической, азартные игры), работаю с созависмыми отношениями. Имею большой опыт работы с тревожными, депрессивными расстройствами, нарушением пищевого поведения, суицидальными мыслями, апатией, отсутствием желания жить,…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить