Абьюзеры, жертвы, спасатели... Кто из перечисленных вызывает жалость, сочувствие, желание помочь?



Абьюзеры, жертвы, спасатели... Кто из перечисленных вызывает жалость, сочувствие, желание помочь?

 

      Абьюзеры, жертвы, спасатели... Кто из перечисленных вызывает жалость, сочувствие, желание помочь?

      Странный вопрос, можете подумать сейчас Вы. Но на самом деле, мой вопрос далеко не странный.

      Почему же человек становится абьюзером (тираном)?

Абьюзеры жертвы спасатели  Кто из перечисленных вызывает жалость сочувствие желание помочь

      Да потому, что в его психическом пространстве столько страха и тревоги, которые на самом деле появились тогда, когда он сам был жертвой, что единственно верным для него решением, не осознанным. Стало решение выбрать из треугольника Карпмана, именно эту ведущую роль. Роль из которой просто кричит маленький уставший бояться ребенок. Ребенок, который почувствовал свою злость и страх таких же детей, перед его злостью и принял эту роль ведущей, как единственно возможную для жизни.

      Ведущую да, но далеко не всегда тиран остается в этой роли. И как любой другой человек (за редким исключением), он так же периодически уходит в жертву. Ведь мало того, что на каждого тирана всегда найдется свой тиран, так еще и детский травматический опыт, который и привел его в эту роль, постоянно напоминает о себе болью.

      Болью, которую человек старается прятать даже от самого себя. И которая при каждой новой встрече с человеком находящимся в жертве, начинает словно бы бить в колокола. Она становится настолько непереносимой, что его внутреннему тирану не остается ничего другого как либо наказать "жертву" за ее роль, либо убрать ее со своего пути, либо начать "спасать".

      Наказывать, убирать с пути и спасать, на самом деле это все про него самого, про его внутреннюю жертву. Это ее он хочет наказать, убрать и спасти.

      Тиран словно видит в другом себя самого. Не всего себя, но те свои части личности, от которых он очень хочет избавиться и которые просто ненавидит.

      Не редко можно услышать от тирана, что он хотел как лучше, когда снова и снова тиранил свою жертву. Ведь он на самом деле, хотел чтобы жертва уже наконец перестала быть таковой и перестала показывать ему свою и его собственную боль. Так когда-то научили его и теперь тиран учит других. Вот собственно и роль спасателя. Я спасу тебя, ты перестанешь быть жертвой...

      Абьюзер на самом деле, не хочет быть с "жертвой", но он снова и снова тянется к ней. Так же как и жертва снова и снова ищет тирана. Система стремится к целостности. Они стремятся наказать, спасти и изменить друг друга, но...

      Но на деле, оба ходят по кругу. Ведь изменить на самом деле, хоть жертва, хоть тиран, хотят себя, ту свою часть, которую они видят и ненавидят и боятся в другом. И пока фокус внимания, не вернется к себе, в себя, ничего не изменится.

      Встретиться со своей болью на самом деле не просто и страшно. Поэтому, люди с ведущей ролью жертвы намного чаще приходят к психологу, чем живущие из роли тирана. Ведь для жертвы говорить о страданиях намного привычнее, чем для тирана.

      Люди с ведущими ролями тирана, спасателя и жертвы, очень эмпатичны. Ведь эмпатия, помогает им выживать, приспосабливаться в любых условиях, в соответствии со своей ролью. И тот факт, что сегодня человек живет в роли жертвы, совсем не говорит о том, что завтра он не перевернется в тирана. А тиран в жертву. Все зависит от того кто окажется рядом, с какой ведущей ролью.

      Благодаря хорошо развитой эмпатии, мужчина абьюзер может производить впечатление галантного кавалера, красиво ухаживать словно бы читая мысли женщины и делая именно то, что ей нравится, но... Но до поры до времени. Ведь ему и самому нужно внимание, но вот принять его, он не может, потому, что привычки принимать у него нет. Ведь он постоянно ждет какого-то подвоха. И в итоге начинаются качели. Дам- не дам. Дай- не давай. Хочу с тобой быть- не хочу с тобой быть. Люблю- ненавижу. Накажу- приласкаю. Дай так как я хочу, а как я хочу я и сам не знаю.

      Все, что творится в его психическом пространстве человек выносит в отношения с людьми. И пока в психике много боли, будет много и неконтролируемой злости. И желания кого-то спасать, особенно без просьбы человека об этом.

      Отследили желание пожалеть и спасти знакомого абьюзера? Или покарать?

      Тогда пришло время заглянуть в себя. В свои собственные роли тирана и спасателя. И в свою роль жертвы.

      Пригласить их к разговору по душам самостоятельно или прийти вместе с ними, в терапию к психологу.

      А для начала, можно ответить на вопросы:

- кого я на самом деле хочу спасти, покарать?

- какую вторичную выгоду я преследую в этом спасательстве, в желании покарать?

- чего (кого) я на самом деле боюсь?

      Устали от отношений с абьюзером? От роли жертвы? От роли спасателя? От роли тирана? А самостоятельно выйти из привычных рамок не получается. Тогда пришло время принять помощь психолога. Да это будет не просто, но когда-то ведь нужно начать.

      Приходите, пройдем этот путь вместе.

      И помните, что помочь тому, кто не хочет принять помощь, не возможно.

Связаться с автором статьи:

Клинический психолог, педагог-психолог, телесно-ориентированный терапевт, арт-терапевт, гештальт-терапевт, НЛП-практик
Педагог-психолог, клинический психолог. Работаю с различными запросами, в том числе: одиночество, уход из жизни близкого человека, страхи, фобии, панические атаки, депрессия, психосоматика, сложные отношения с родителями, с детьми, детский травматический опыт, кризис, расстройство пищевого поведения и так далее. Работаю в направлениях: телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, гештальт-терапия, НЛП.


Комментарии
отправить