Общая и специальная одарённость



Общая и специальная одарённость

Автор статьи: Елена Бобрышева

          Одарённость- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

         Одарённый ребенок- ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одарённость ребенка проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

         Детский возраст- это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления- одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости. 

        По критерию "широта проявлений в различных видах деятельности" можно выделить:

  • общая одарённость;
  • специальная одарённость.

         Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одарённости выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности- умственная активность и ее саморегуляция.

        Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отденльных областей.

        В основе одарённости к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одарённость к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко-выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. 

        Взаимоотношение общей одарённости и специальных способностей для роазличных способностей различно. Чем большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одарённостью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью.

       Каждый ребёнок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых- увидеть и поддержать задатка способностей, предоставить ребёнку возможность для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одарённости.

Связаться с автором статьи:

Педагог-психолог
Педагог-психолог с достаточно большим опытом работы с дошкольниками, также работаю с детьми младшего и старшего школьного возраста.


Комментарии
отправить