
Да простят меня …я снова об обиде.
Как ни странно, я снова обратилась к этой теме и вот почему. Ко мне на консультацию в последнее время стали приходить именно с этой проблемой и еще со страхом смерти. Но об этом я расскажу потом.
Познать сущность обиды, можно через знание условий, делающих ее возможной. Потому давайте разберем…
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что обида возникает тогда, когда кто-то другой ведет себя относительно меня не так, как я привык или как я ожидаю от него, а по-другому, хуже, чем я ожидаю. Это несоответствие между моими ожиданиями и реальностью, то есть моими привычками приписывать заранее определенное поведение другому человеку и реальностью общения с ним вызывает то самое неприятное переживание, которое мы называем обидой.
Наше общение с другим человеком состоит из серии последовательных примеров предвидения и ожидания того, как другой должен вести себя в данной ситуации. Душевная боль обиды только кажется непонятной и бесформенной, но она имеет определенную структуру, отличающую ее от других болей. Обида порождается той частью души, которая занимается построением программы общения, оценкой и выводами результатов общения. Иногда мы приписываем своим оппонентам, друзьям, близким, любимым самые сверхъестественные качества. Он (она) должен был догадаться, понять, знать, что мне это будет больно, неприятно.
Чтобы обижаться, нужно еще признавать обидчика таким же, как я. Я не буду обижаться на глупого, или на ненормального человека, не стану обижаться на кошку или даже на более разумное живое существо. Но если это — друг, возлюбленная, жена, мать, брат, близкий и родной мне человек, то я могу обидеться. Кроме того, мы ставим обидчика на ступень выше себя, он должен был предвидеть то, что случится.
Но иногда, мы сами себе создаем условия для возникновения обиды. Например, мой клиент взял заказ на проект, договорились с заказчиком на оплату в некоторую сумму. Клиент сделал работу, а заказчик заплатил вдвое меньше. Обида, на первый взгляд совершенно справедливо обиделся исполнитель. Но ведь ему никто не обещал, что заказчик будет порядочным, и выполнит договоренности, а даже, если обещал.… Как теперь говорят - «обещать еще не значит жениться».
Обида не может возникнуть во сне или в бессознательном состоянии. Она не может также возникнуть, если мое внимание сосредоточено на чем-то другом. Она не может возникнуть, если моя психика, сознание не выполнит оценку поведения путем сличения с моими ожиданиями; в результате которой получаем «разорванность» моей души. Именно это причиняет страдание, именуемое обидой.
Обида не может возникнуть, если мои ожидания поведения другого для меня не значимы.
Очевидно, обиды не будет, если мое сознание перестанет:
строить не реальные ожидания. Обиды не будет, если мой ум не будет придавать особого значения своим ожиданиям, не будет связывать с приписываемым другому человеку поведением какие-то удовлетворения, радость, или свое благополучие.
Так что же происходит во мне, когда я обижаюсь?
Обида — это страдание, возникающее в самой «нежной части моей души» и которое я стараюсь избежать. Она, как любое страдание, возбуждает защитную реакцию. Это может быть бегство, желание спрятаться, замереть или напасть с соответствующими эмоциями страха и гнева. Миллионы лет мои предки выживали и избавлялись от страдания или бегством, или притворившись мертвым, или спрятавшись, или нападением. Но от обиды не убежишь, она со мной в моей душе, то чаще всего это — нападение. Тогда обида вызывает гнев или злость. Когда я позволяю себе злиться, кричать, топать ногами, крушить, мне легче, так как психическая энергия при этом отнимается от обиды и сознание концентрируется в эмоции гнева. В злости я перестаю переживать обиду. Ведь страдание обиды «тонкое», в то время как злость «работает» в более грубой части души. Гнев переносится легче, чем обида. Вспомните, стоит вам высказать обиду обидчику, или начать что-то активно делать, как тут же обида затихает. Но иногда этого недостаточно и появляются мысли о мести, обида облегчается, так как мои мысли заняты только тем, как обидчику в ответ причинить какой-либо ущерб. Обиженные всегда злы и агрессивны.
Поскольку я обидчика по определению люблю, то возникает конфликт: гнев на того, кого люблю. Я воздерживаюсь от явного нападения, но я нападаю на обидчика в своем воображении. Эта ментальная агрессия и сдерживаемый гнев разрушают мое тело, причиняют болезни. Обидчивые — всегда больны.
Когда я обижаюсь, я невольно вспоминаю все обиды прошлого. Когда я вышла замуж, я была, как все неопытной в семейной жизни и, конечно, после первых месяцев притирки у нас с мужем возникли взаимные претензии. Я стала высказывать свои недовольства, а муж поступил очень мудро и до сих пор ему благодарна за это. Он сказал , да , наверно это так , ну давай высказывай все , что я делал и делаю не правильно, давай вспоминай все. Я с удовольствием вспомнила всё, все мелочи, всё: где он не так посмотрел, не так сказал, не так поступил. Он слушал, молча не перебивая. Я выплеснула все и даже устала. Он подошел ко мне и говорит: «Давай говорить друг другу сразу, что нас не устраивает». С тех пор прошло 35 лет, и я не могу вспомнить случая, когда я на него обижалась, а ведь я очень обидчивый человек. Это было уроком для нас обоих. Мы сумели договориться тогда, договариваемся и сейчас.
А еще обида исчезать почти сразу, если обидчик признает свою вину, например, друг занял у тебя деньги ненадолго, без процентов, он же друг, сумма не очень большая, но для тебя она важна и ты рассчитывал на эти деньги, пришел срок возвращать. А друг забыл, не возвращает. Ты ему напоминаешь о долге, что тебе сейчас нужны деньги, но он не реагирует. Время идет , а тебе растет обида , особенно если остро нуждаешься в деньгах. Но вот в один прекрасный день, приходит твой друг и с извинениями и объяснениями, возвращает тебе долг и премию или подарок. Конфликта интересов нет, ты узнаешь, что у друга была действительно веская причина, он никак не мог вернуть деньги и очень переживал по этому поводу. Обида улетела, не оставив следа. Но мы получили урок.
Обида может быть полностью уничтожена, и она угаснет, еще не зародившись, если отказаться оценивать поведение другого, то есть сравнивать наблюдаемое поведение другого человека с моими ожиданиями, даже если они и ошибочные. Если я в состоянии осознать и выполнить эти требования, то окажется, что меня обидеть невозможно именно потому, что просто я принимаю другого таким, каков он есть.
Я позволяю ему совершать ошибки и быть не совершенным, как я.
Каждая предпосылка случая обиды, и это относится и к другим эмоциям и чувствам, нас учит чему-то, преподает урок. В результате мы должны изменить либо свое поведение, либо чувства, либо мысли или принять новое решение, которое изменит убеждения. Если мы пройдем этот урок, значит, учителя были талантливыми, значит, нам не придется проходить его снова и снова.