О психологии символа, часть вторая



О психологии символа, часть вторая

Начало в первой части.

Символика неолита

Начавшийся приблизительно двенадцать тысяч лет назад неолит был ознаменован переходом от охоты и собирательства к более продуктивным земледелию и скотоводству, возникновением обеспечивавшей регулярность труда протоцивилизации и, что важно тут, письменности как её части; этапы обретения письмом современных форм хорошо известны потому, что сохранились — или сохранялись почти до сих пор — находящиеся на каждом из них этносы.

Сначала усложнение общественных отношений потребовало что-то типа памяток и средств проверки надёжности всё так же запоминаемой и передаваемой устно информации. К примеру, в основном из-за военных стычек при дележе поверхности Земли, появилась такая фигура как пробующий решить дело миром посланник, и он начал сопровождаться деревянной или кожаной табличкой с нанесённым рядом картинок, изображающих то, что, собственно, он должен был передать. Если бы посланник начал путаться со страху, то мог бы взглянуть на них и так освежить память; чем большую отсебятину ему хотелось бы нести, тем труднее это было бы сделать, поскольку она сверялась адресатом по табличке и должна была бы им соответствовать.

При этом, поскольку письмо имело только контрольно-проверочную роль, само по себе оно было лишено однозначного смысла: одни и те же изображения могли в различных обстоятельства иметь разные, достаточно произвольные значения. На таком уровне развития письменности остановились, среди прочих, часть индейских народов Северной Америки и часть народов Крайнего Севера.

Изображение 31. Дневник охотника-эскимоса.
Изображение 31. Дневник охотника-эскимоса.

 

Легко заметить, что так называемое пиктографическое письмо ближе к живописи мезолита, чем рассмотренным в предыдущей графе простым символам, художественно более них, отчасти в силу более удобной основы, чем камень; определённая унификация его знаков есть, но есть и передающие настроение различия. В данном конкретном случае всё очевидно — человек пошёл на охоту, добыл две шкуры, атаковал большого зверя безрезультатно, затем с другим человеком переправился на лодке, заночевал. Для описания такой жизни такого письма вполне достаточно.

Между тем, очевидно, что жизнь описана почти палеолитическая, и даже на этом уровне уже могут быть разночтения; к примеру, трудно понять, участвовал ли второй человек, с которым вместе произошла переправа на лодке, во всем остальном. При попытке же так описать неолитическое продуктивное взаимодействие и пересечение интересов десятков, а то и сотен, людей — возможна бо`льшая путаница, кому-то могущая выйти и серьёзным боком.

Столетия и века ошибок типа «испорченного телефона», и выводов из них, привели к появлению более совершенного иероглифического письма, в котором за каждым понятием твёрдо и однозначно закреплён один символ, а если понятие можно представить как синтетическое, составленное из других, то его знак и составляется из их знаков.

На таком уровне развития остановился Древний Египет, находятся современный Китай и ряд других народов Восточной Азии; для китайских иероглифов оба процесса, превращения пиктограмм в иероглифы и появления синтетических иероглифов, хорошо прослеживаются.

Изображение 32. Эволюция китайских иероглифов от пиктограмм.
Изображение 32. Эволюция китайских иероглифов от пиктограмм.

 

В первом процессе легко увидеть, кроме упрощения, обусловленность материалом, кистью, тушью, и бумагой; и, что более в контексте важно, прямое подобие исходных пиктограмм рассмотренным в предыдущей главе знакам, а также известную сохранность их в иероглифах.

Изображение 33. Примеры китайских составных иероглифов-идеограмм.

Изображение 33. Примеры китайских составных иероглифов-идеограмм.

 

Второй, как можно заметить, продолжается до сих пор, иероглифы вполне современных слов формируются его посредством точно так же, как формировались иероглифы древних.

Изначально, развитие китайской письменности шло только так, как в приведённых примерах, и если бы оно продолжало идти так, то научиться читать и писать по-китайски можно было бы обладая одними общими визуальными представлениями о человеческой жизни, больше ничем.

К досаде, синтетические иероглифы строятся и по фонетическому принципу — то есть слово, просто звучащее как сумма двух, записывается как они — и по ныне утраченным случайным ассоциативным связям, то есть для кого-то когда-то два понятия вместе значили третье, но сейчас нет никакой возможности понять, почему. Кроме того, порой синтез формально правилен, но очевиден мало, и, плюс к тому, иероглифы много раз упрощались так, что без знания о том, как именно это происходило, может быть трудно видеть, что именно тот или иной значит.

Корректно сказать, что письмо перестало быть визуально читаемым, как минимум легко читаемым так, буквально на втором-третьем шаге своего развития; если для хорошо образованного китайца, выросшего в иероглифической культуре, каллиграфически записанное стихотворение это именно картина, то рассчитывать на такое прочтение европейцем, даже хорошо образованным и слегка знающим китайский, оснований больших нет.

По счастью, нас интересует, вместо психологии знака письма — которая обычно гораздо более вокруг метода написания и удобства написания, чем передаваемых понятий, что можно моментально осознать сравнив, к примеру, тот же китайский иероглиф, записанное русскими буквами слово, и шумерскую клинопись — психология именно символа.

Символ должен быть доходчив. В смысле, он должен доходить до кого угодно, в том числе и до совершенно безграмотных, и до одарённых альтернативным умом. Поэтому символика времён неолита восприняла исключительно синтетический принцип построения, а простоту и визуальную читаемость сохранила.

Следующим неолитическим символам порядка десяти тысяч лет.

Изображение 34. Солнечный крест, приблизительно 10000 лет.
Изображение 34. Солнечный крест, приблизительно 10000 лет.

 

Синтез из символов Солнца и креста, так и называющийся солнечный крест, объединяет и их идеи — цикла, единства, совершенства и источника энергии с одной стороны; коитуса как пересечения мужского и женского начал, плодородия и жизни с другой.

Для охотника, видящего крест скорее символом попадания стрелы в животное, этот знак тоже имеет определённое значение, типа «блестящего удара», но связанных с земледелием смыслов настолько очевидно больше, что нет никаких сомнений в том, что он выражает именно аграрный прирост: то, что можно посадить один росточек, а через год уже много, а ещё через год получить гору пищи. Фактически, это знак умножения, возникшего в практике людей только с неолитом; что же до колеса, то оно появилось через тысячи лет после этого.

Изображение 35. Алеф, голова быка, приблизительно 10000 лет.

Изображение 35. Алеф, голова быка, приблизительно 10000 лет.

 

Объединение знаков стрелы и мужского начала и схематичное изображение головы рогатого животного, алеф появился вместе с животноводством, и длительное время был просто пиктограммой, потом став иероглифом, а затем буквой — по особой значимости, первой буквой большинства европейских алфавитов. В известном смысле он означает приручение; власть направлять животное и природное, как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Изображение 36. Свастика, приблизительно 10000 лет.

Изображение 36. Свастика, приблизительно 10000 лет.

 

Свастика возникла вместе с лунным календарём, ставшим важным с началом земледелия; если до того для людей были значимы только моменты начала их сезонной миграции, то аграрный уклад потребовал с точностью до недели года знать когда сеять, когда жать, когда производить прочие работы, с рядом растений достаточно сложные и многочисленные.

В представленном виде знак объединяет квадрат, символ порядка, и крест, символ плодородия — к слову, китайские растительные иероглифы подсказывают, что для земледельцев, начавших рассматривать растения целиком, от корней до кроны, крест мог значить синтез вертикального ствола растения и горизонтальной поверхности Земли — но в других вариантах состоит из дуг, символов Луны; иногда выглядит производной солнечного креста, а иногда и тем, и тем, объединяя луны и Солнце. Обобщая всё это, свастика изначально символизирует упорядоченное, систематичное и регулярное, сельское хозяйство; затем, естественно, начав обобщать всё, что относительно него и неё возможно помыслить, в том числе и цикличность военных стрел.

Для примера символов неолита этих трёх, сохранившихся до сих пор и наверняка знакомых читателю, достаточно. Приведённые кроме них пиктограммы и иероглифы вполне дают возможность видеть, что вообще символов, претендовавших на выражение тех или иных присущих тем временам идей, было множество, однако прижились и сохранились только те, которые выражали наиболее общие мысли и чаяния наилучшим образом — эти лучшие из них.


Символика медного века

Следующим этапом развития человечества стал медный век, в разных регионах начавшийся от шести до семи тысяч лет назад. Сделанный медными инструментами деревянный плуг уменьшил проблему сорняков и дал много бо`льший урожай, в том числе и с мало к нему пригодных ранее плотных и целинных земель. Дальнейшее приручение животных позволило впрячь их в плуг и обзаведшуюся колёсами волокушу, объединив торговыми путями много возросшие числом народы; тогда как медь облегчила остальной труд достаточно, чтобы при его организации строить масштабные ирригационные системы, осваивать степи и даже пустыни.

Такая организация потребовала качественно иной социальности, и возникли первые настоящие цивилизации, с единой иерархической системой управления — государством; правящим классом людей, обычно наследственным, и упорядоченным образованием как минимум для него, а так же контролируемой им посредством единой валюты торговлей.

Пути письма и символа на этом этапе всё ещё шли рядом, однако уже начинали расходиться — в письмо проникла фонетика: когда синтетический иероглиф, корректно составленный из иероглифов понятий, выходил сложнее, чем запись знаками двух слов третьего, только звучащего как их слова друг за другом, стали использовать такую запись, и всё чаще.

Это осложняло объединение письмом говорящих совершенно по-разному народов, однако в новых отношениях можно было научить нужных людей нужной речи, и так насаждать её везде, причём только среди избранных — что многих устраивало больше формальной чистоты записи, поскольку сохраняло власть в одном народе, одном центре, одних руках.

С другой стороны, порой записанные понятийным образом составные иероглифы действительно выходили слишком трудоёмкими: более сложные, иерархические многоуровневые, отношения закономерно привели к появлению более сложных понятий, синтезирующих в записи более двух знаков. Что закономерно выразилось и более сложных символах этого периода.

Рассмотрим, в качестве примера, часть из них.

Изображение 37. Колесо закона, приблизительно 5000 лет.

Изображение 37. Колесо закона, приблизительно 5000 лет.

 

Колесо закона обычно ассоциируется с буддизмом, но сам символ древнее него и позаимствован им из индуизма; известно, что знак использовали и древние египтяне, и древние иудеи. Разумнее всего предположить, что он появился вскоре после настоящего колеса, везде, где оно было.

Как символ, колесо с восемью спицами это усложнение солнечного креста удвоением. Малый круг ступицы объединён с большим кругом обода двумя крестами — в символическом смысле означая единство малого, к примеру образа жизни отдельного человека, с большим, круговоротом всего мироздания. Среди прочего, он прекрасно иллюстрирует единство столицы и регионов — логично и из объективного колеса повозки, а тем более боевой колесницы, следующее — или, скажем, род, родовую семью, включающую более чем родителей и детей.

Изображение 38. Звезда Давида, приблизительно 5000 лет.

Изображение 38. Звезда Давида, приблизительно 5000 лет.

 

Приблизительно то же самое значит и звезда Давида, древний иудейский символ, объединяющий два противонаправленных треугольника в подобие круга.

Единение женского и мужского начал даёт цикл и множество их маленьких подобий, распространяющихся во все стороны: в этом явно прослеживаются идеи брака и рода — совершенно излишняя в неолите, где объёмы наследуемого были слишком малы, чтобы сделать защищающее наследование религиозное промывание мозгов осмысленным.

Изображение 39. Инь-Янь, приблизительно 5000 лет.

Изображение 39. Инь-Янь, приблизительно 5000 лет.

 

По легенде увиденный как два карпа разного цвета в пруду, на деле символ пришёл в Древний Китай из Древней Индии, и представляет собой усовершенствованный вариант свастики.

Кроме солнечного круга, в нём можно заметить дуги лун и раскручивающиеся витки спирали; единение мужского и женского начал представлено и двумя противоположными цветами, что для символики стало относительной новостью, тогда как малые круги противоположных цветов позаимствованы со следующего знака группы, и означают присутствие и зародыш мужского в женском и наоборот. И ещё, дуги дают символ змеи, к тому моменту уже означавшей мудрость.

Весьма сложный знак, по всей видимости из группы самый современный, поскольку синтезирует в одно — пожалуй, понятие философии — наибольшее количество разных понятий.

Изображение 40. Символ Солнца, приблизительно 5000 лет.

Изображение 40. Символ Солнца, приблизительно 5000 лет.

 

Самый простой из представленной группы, и поэтому, вероятно, самый древний. Обычное объяснение этого знака, появившегося в древних Египте и Китае, это что в запыленном воздухе пустыни или степи Солнце окружает отчётливо видимый ореол, которым исходный символ был усовершенствован, возможно и гало; а потом центральный круг сократился для точки из философских соображений.

Технически, обе цивилизации уже в медном веке обладали достаточно развитой астрономией, чтобы предсказать прохождение Венеры по диску Солнца, и достаточно развитой технологией, чтобы кто-то увидел это небесное явление посредством, скажем, камеры-обскуры с экраном из папируса или шёлка, а затем и бумаги. Такой эксперимент должен был оказать на древних учёных серьёзное психологическое воздействие, и вполне мог запечатлеться в символе.

Или, скажем, кто-то мог догадаться, что каждая звезда как Солнце, только очень далекое.

Между тем, по здравому размышлению, вариант с философскими соображениями представляется более основательным. В известном смысле разновидность солнечного креста, знак, однако, имеет иное значение — точка, простейший из возможных символов, сочетается в нём с изначальным, мезолитическим знаком Солнца и вселенского цикла: вероятно, их синтез в конечном счете о месте человека в народе, и выражает идею коллективизма в свете абсолютной верховной власти над ним. И ещё — самые древние колёса были цельными, без спиц.

Изображение 41. Трискелион, приблизительно 5000 лет.

Изображение 41. Трискелион, приблизительно 5000 лет.

 

Имевший хождение в Северной Европе, и сравнимый по сложности с другими знаками бронзового века, трискелион, объединяющий направленный остриём вверх треугольник и спираль, и тогда и сейчас распространён заметно менее прочих; приведён в качестве примера того, что символу мало быть эстетичным. Очевидно, синтез идей развития и мужского начала слишком специфичен и узок, чтобы быть разделяемым повсеместно — и сейчас, и даже тогда.


Изображение 42. Хамса, приблизительно 5000 лет.

Изображение 42. Хамса, приблизительно 5000 лет.

 

Прослеживаемый до — давно прекратившей своё существование в силу одной из первых техногенных катастроф, засоления земель мелиорацией — цивилизации Междуречья, этот символ совмещает раскрытую ладонь, знак мира, и глаз, знак мудрости: символизируя мир, который знание приносит. Кроме того, и глаз и ладонь с двумя большими пальцами в используемом до их пор как защитный амулет символе симметричны, означая справедливость и отсутствие предвзятости, что мира, что знания; а так же защиту со всех сторон.

Изображение 43. Меандр, приблизительно 5000 лет.

Изображение 43. Меандр, приблизительно 5000 лет.

 

Имевший хождение и в Китае, но в основном всё-таки древнегреческий, использовавшийся в основном в орнаментах меандр сочетает знаки волны и свастики, календарного символа; фактически, речь о течении лет, потоке времени. Великолепно соотносясь с представлениями древних греков о Стиксе — видят мир живых и мир мёртвых разделёнными водной преградой и многие другие народы, но только у части из них это именно река — он впервые в символике допускает косвенно, что у времени могут быть исток и устье. Впрочем, на большинстве древнегреческих артефактов меандр так или иначе замкнут в кольцо.


Изображение 44. Пентаграмма, приблизительно 5000 лет.

Изображение 44. Пентаграмма, приблизительно 5000 лет.

Синтез из алефа и звезды Давида, этот знак символически значит власть вести разные рода` и народы; это символ надродовой, надклановой, то есть по сути государственной власти.

Затем интерпретируемый как звезда, он, однако, встречается на флагах множества современных стран, тогда как звёзды за прошедшее с его возникновения время стали, что называется, «чуть ближе, но всё так же холодны», в смысле что современникам от них «ни холодно, ни жарко». Логично помыслить, что реальный его смысл другой.

Обобщая эту группу, можно отметить, что символы медного века заметно и сложнее, и разнообразнее неолитических: если те просто включили в список требующих успеха и удачи, а главное сознательности, дел земледелие и животноводство, то эти, шагнув буквально на следующую ступень синтеза, уже передают понятия рода и иерархии, единства части и целого, философии, тоталитаризма и абсолютизма, даже самосовершенствования и практического тождества мудрости и мира.

Между тем, отдельные элементы, из которых они состоят, все сплошь мезолитические, и сохраняют в синтезе своё исходное значение; если в предыдущем периоде знаки формировались скорее сознательно, то медный век от мезолита отделяет время достаточное, чтобы в части случаев символ возникал по наитию, полуинстинктивно.

Символика от железного века до наших дней

Бронзовый век завершился в Европе произошедшей порядка трёх тысяч лет назад масштабной социальной катастрофой, в которой сошлись изменения климата, обеднение почв мало бравшим в расчёт тонкости типа чересполосицы сельским хозяйством и засоление их мелиорацией, голод, начавшиеся в таких условиях миграции народов и следующие из них войны произведённым до того в значительных количествах бронзовым оружием. Многие цивилизации в ней погибли, другие существенно утратили позиции; как говорится, «ломать — не строить» — если бы в мезолите был произведённый кем-то ранее меч, то им бы вполне размахивали без всякой грамотности — многие знания и даже сохранявшие их письменности оказались утрачены.

На этом этапе пути письма и символа разошлись окончательно: появились слоговое письмо и алфавит. Вышедшие на авансцену народы, сами же и рушившие остатки многонациональных цивилизаций, мало питали иллюзий относительно возможности построения чего-то вроде них, и по-быстрому записывали только свои собственные наречия минимально требуемым набором чисто фонетических знаков. Естественно, эти знаки должны были быть хорошо различимыми и запоминающимися, потому опирались на мезолитическое наследие, часто были просто копиями чужих простых иероглифов: потому во многих случаях оказались значимыми как символы по отдельности, да вот только какой-либо общий смысл в этом значении полностью исчез.

Затем была открыта выплавка железа, более трудоёмкая, чем меди и бронзового сплава, но из много более распространённой и добываемой в одном месте руды. Новый железный меч оказался прочнее старого медного; разросшиеся на этом новые цивилизации завершили разгром предшествовавших им, дотянулись огнём, мечом, принуждением понимать свои речь и письмо, до пределов возможного, а потом, в том числе и по меньшей объединяющей способности одного записанного алфавитом наречия, чем многих разных наречий, но записанных одними и теми же визуально осмысленными иероглифами, тоже пали, оставив современное разнообразие.

Восток в то же время обошёлся без подобных пертурбаций и сознательную преемственность культуры сохранил по крайней мере в Китае и других странах Восточной Азии; в Индии, по ещё более благоприятному климату, письмо приобрело заметное относительно масштабов континента значение только две с половиной тысячи лет назад, знаменуя тем распад ведийской цивилизации, бывшей целиком устной, и сразу стало фонетическим.

Тогда как цивилизации Америки частью развивались медленнее Европы и через сравнимый коллапс прошли через тысячу лет с лишним позже, частью избежали его по другим климату и землепользованию, мало и шагнув в результате на следующую ступень технологического развития, частью вообще оставались на уровне мезолита по огромности просторов, и во всех случаях были затем уничтожены европейскими конквиста`дорами и переселенцами.

Этот краткий исторический экскурс, кому-то, возможно, излишний или мало интересный, тут, как и в предыдущих случаях, изложен потому, что значим в отношении психологии символа: почти вся символика, созданная в Европе и ближней Азии за прошедшие с бронзового коллапса три тысячи лет, создана без опоры на воспитываемую и передаваемую иероглифической культурой полусознательную связь сложного визуально информативного изображения и знака.

Она опирается только на то, что в этом отношении было сделано до прекращения местных иероглифических цивилизаций, и на передаваемую подсознательно символику ещё времён каменного века; но, в силу миграций «плавильного котла культур», всего региона везде.

Тогда как восточноазиатская символика, по крайней мере та, которая создана без расчёта на Европу, сложна для европейца и имеет в европейской культуре соответствующее хождение; что до других регионов, то её там либо изначально было мало, либо её передача практически прекратилась вместе с гибелью осуществлявших такую передачу цивилизаций.

Рассмотрим иллюстрирующий это ряд относительно современных и современных символов.

Изображение 45. Тетрактис, приблизительно 2400 лет.

Изображение 45. Тетрактис, приблизительно 2400 лет.

Символ пифагореизма, запросто Пифагором и изобретённый вокруг десятеричной системы счисления, этот знак легко, по своим отрезкам, достраивается до звезды Давида, и, по всей видимости, является её разновидностью; кроме того, мыслимые треугольники составляются из точек типа точки на знаке Солнца, давая представление о соотношении части и целого.

Изредка встречающийся и сейчас в тех или иных вариантах, он однако распространён весьма умеренно, скорее всего по той же причине, что трискелион — это сугубо мужской символ, подходящий для монашеского сообщества, однако навряд ли способный быть поднятым на флаг государством, народом, да и просто кем угодно в чьей жизни противоположный пол значим.

Изображение 46. Ихтис, приблизительно 2000 лет.

Изображение 46. Ихтис, приблизительно 2000 лет.

Знак первых христиан, ихтис показывает в них простых людей своего времени, мало осведомлённых образованием в том, как именно строятся символы, и лишённых такого интуитивного знания по отсутствию принадлежности к иероглифической культуре, а то и просто по безграмотности. С точки зрения синтеза, греческая аббревиатура в рыбе значит нуль и теряется, остаётся только одна рыба с каким-то словом. «Ух ты, говорящая рыба!».

Изображение 47. Христианский крест, приблизительно 2000 лет.

Изображение 47. Христианский крест, приблизительно 2000 лет.

Впрочем, рыба всяко лучше христианского креста, как символ означающего коитус, в котором женщина представлена меньше, чем мужчина, а мужчина меньше головой, чем всем остальным.

Вообще, грамотным символом христианства стал бы чёрный круг, справа частично заслонённый белым кругом такого же размера, обод которого продолжался бы дальше — означая камень, отваленный от входа в пещеру божественными силами при воскресении Христа.

Затмение наоборот, или что-то типа того; увы, на такой знак самих христиан хватило мало.

Символ воскресения.

Затмение наоборот, или что-то типа того; увы, на такой знак самих христиан хватило мало.

Изображение 48. Полумесяц и звезда, приблизительно 3500 лет.

Изображение 48. Полумесяц и звезда, приблизительно 3500 лет.

Забавно, но что-то подобное можно усмотреть в полумесяце и звезде, ассоциирующихся сейчас с Исламом. На деле, символ этот древний, встречается в артефактах шумерской цивилизации, где восьмиконечная звезда скорее похожа на знак колеса закона, затем в Древнем Египте, где соответствующий иероглиф означал «месяц года», потом в Древнем Риме, как геральдический в христианских Европе и Византии, и только потом, буквально на днях, он был позаимствован от павшей второй Османской Империей. В современной его форме синтез из месяца и алефа значит что-то вроде власти над переменами, особо над изменчивостью и женским началом.

Изображение 49. Всевидящее Око, приблизительно 500 лет.

Изображение 49. Всевидящее Око, приблизительно 500 лет.

Как ни странно, относительно новый символ, впервые обнаруживаемый в православных иконах. Затем став масонским, теперь око фигурирует на одной достаточно распространённой валюте. Так, как он был изначально, знак это синтез из звезды Давида и глаза, означающий знание, понимание, и предвидение рода — до какой-то степени родовую мудрость, а до какой-то мудрость в отношении рода. Лишившись второго треугольника лучей, он оказывается знанием одного только мужского начала и имеет перспективы сравнимые с трискелионом и тетрактисом.

Изображение 50. Пацифик, приблизительно 50 лет.

Изображение 50. Пацифик, приблизительно 50 лет.

Знак отказа от насильственности, по близости к нашим дням имеющий известного автора. Автор придумал его как совмещение двух семафорных знаков, объяснял как изображение человека с опущенными руками, но если смотреть на него через всё изложенное выше, то это синтез из солнечного круга и древнего символа шалаша или вигвама, а также, с точки зрения китайских иероглифов, корней растения. Всё это, надо отметить, очень хорошо согласуется с идеями и образом жизни хиппи, субкультуры выбирающих мирно жить по большей части растительной жизнью под защитой общества без участия в ней как таковой, а то и в нём.

Изображение 51. А-в-круге, приблизительно 150 лет.

Изображение 51. А-в-круге, приблизительно 150 лет.

На деле появившийся при организации Первого Интернационала, первой международной организации рабочих, этот знак получил известность как символ анархизма, относительно нового философского и социального веяния, предполагающего теоретическую, а затем и практическую, возможность достаточно образованных людей обходиться без внешних управления и организации, в частности без государства, решая и действуя к общей пользе самостоятельно. Между тем, следует отметить, что синтез из алефа и знака Солнца может также означать и вселенскую власть.

Изображение 52. А в спирали, приблизительно 700 лет.

Изображение 52. А в спирали, приблизительно 700 лет.

А в спирали, то есть синтез алефа и спирали, прослеживается до религиозного текста семисотлетней давности, где с него начинается слово «аминь», дословно на древнееврейском значащее «да будет так» и перекочевавшее в христианские тексты без расшифровки; затем знак использовали как обозначение меры веса и локальной цены, а затем он получил повсеместное распространение как часть почтовых адресов сети Интернет.

Синтез выражаемых алефом и спиралью понятий означает развитие власти сознания над животным началом, и, шире, развитие власти вообще.

Изображение 53. Знак копирайта, приблизительно 400 лет.

Изображение 53. Знак копирайта, приблизительно 400 лет.

Впервые появившийся в печатном манускрипте, этот символ изначально означает авторский контроль над процессом копирования. Как в том смысле, что автор просмотрел копию и удостоверился, что она соответствует написанному им, так и в том смысле, что копия без этого знака, а то и с чужим именем на обложке, противозаконна и произведший её будет наказан.

Со стороны визуальной логики копирайт это очередной символ единения женского и мужского начал, тогда как с астрономической менее даже возможен, чем звезда в полумесяце.

Изображение 54. Знак Марса, приблизительно 500 лет.

Изображение 54. Знак Марса, приблизительно 500 лет.

Использованный как обозначение пола Линнеем, этот астрономический, а до того астрологический символ прослеживается до изображений копья со щитом в европейской геральдике. В образном смысле это синтез знаков Солнца и стрелы, и может быть понят как «божественный лучник», «луч Солнца», и «солнечный удар».

Между тем, в какой угодно трактовке он определённо мужской, и по одной составляющей, и по другой, потому вполне прижился и достаточно часто встречается. Вполне можно найти туалеты и с ним на дверях.


Изображение 55. Знак Венеры, приблизительно 500 лет.

Изображение 55. Знак Венеры, приблизительно 500 лет.

Знак Венеры прослеживается до астрологических манускриптов Средневековья, и имеет забавную историю, показывающую значимость подсознания в создании символики.

Изначально, он означал ожерелье, и вместо креста имел вертикальную черту, но при копировании был превратно понят как зеркало, и приобрёл ещё и горизонтальную, вероятно, показывавшую основание ручки. То, что в результате получился крест, отчасти объяснимо христианством, вертевшимся в сознании и в подсознании и у астрологов той эпохи, но как минимум сравнимо имеет оснований в том, что вертикальная черта это мужской символ, тогда как крест это знак коитуса, с мужской точки зрения вполне с женщиной ассоциирующийся.

Если бы современные феминистки знали всё это, то, понятно, потребовали бы запрета символа полностью, предложив более женственный вариант; но их хватило только вписать в круг кулак, получив таким образом, поскольку речь идёт о зеркале, кулак вместо лица в отражении.

Изображение 56. Серп и молот, приблизительно 100 лет.

Изображение 56. Серп и молот, приблизительно 100 лет.

Серп и молот, сравнительно новый символ, означающий власть трудящихся в отсутствии выделенного наследственного правящего класса, здесь приведён потому, что история его развития тоже показательна в отношении подсознательных факторов возникновения символики.

Изначально, в нём вместо серпа был плуг, что исторически вполне оправдано — деревянный плуг появился много ранее металлического серпа. Однако так обе половины синтеза символизировали тяжёлый и определённо мужской труд — тогда как лёгким серпом вместо тяжёлой косы обычно орудовали женщины.

Кроме того, в серпе определённо прослеживается женский полумесяц.

Модифицированный, естественно художником, знак стал очередным символом единения женского и мужского начал, и закономерно заменил оригинал. Что же до того, что сейчас серп и молот имеют много меньшее хождение, чем раньше, то в основном потому, что за пару поколений взявшее их на флаг общество породило новый правящий наследственно класс.

Выводы

Мы кратко рассмотрели развитие символа от его возникновения в каменном веке вплоть до наших дней; обобщая рассмотренное, разумно сказать следующее.

Символ появился с возникновением протосоциума и упрощением роли индивидуальности до функции: как упрощение наскальной живописи, краткое выражение успеха и желания удачи; однако изначально выражал и базовые для культуры абстрактные понятия.

Дальнейшее развитие его двигалось какое-то время параллельно с развитием письменности, от изображения через пиктограмму пришедшей к однозначному понятийному иероглифу; вместе с ней он перешагнул неолитическую революцию и начал выражать сложные составные понятия составными знаками, синтезировавшими, между тем, в основном из символов мезолита.

Затем, в медном веке, пути письменности и символики начали расходиться — первая впустила в себя фонетику, а вторая, поскольку должна была быть читаемой кем угодно, нет, ограничившись только более сложным многоуровневым и иерархическим синтезом.

Окончательно они расстались с бронзовой катастрофой, из которой письменность вышла фонетической, тогда как символика, утратив опору на визуально значимую письменность, остановилась в своём принципиальном развитии, в европейской культуре по крайней мере.

Между тем, сохранилась другая опора, на саму культуру и отчасти геном, так или иначе передающие древние знаки.

Эффективный символ всё так же есть синтез из по крайней мере полуинстинктивно выражаемых и по крайней мере полусознательно воспринимаемых из культуры мезолитических элементов; рассчитывать на его безусловное восприятие всё так же нет большого резона, поскольку отсутствовало и отсутствует обязательное включение такового восприятия в деятельность — однако точно люди способны интуитивно отличить более чисто символически правильный знак от менее правильного, и предпочитают из двух первый.

В ближайшее время имеет место определённый ренессанс символа, обусловленный, в том числе, развитием истории культуры и развитием психологии.

Данная краткая статья находится в таком русле.

Связаться с автором статьи:

Психолог
Я помогаю людям возрастом от 15 лет решить проблемы: Развития индивидуальности Общения и взаимодействия Отношений в молодой паре


Комментарии
отправить