О психологии цвета, часть вторая



О психологии цвета, часть вторая

Начало в первой части - https://psiholog.ru/article/2212.

©Виктор Славутинский

Теории цвета Исаака Ньютона и Иоганна Гёте

Первую из известных научных систем цвета создал великий физик и англичанин Исаак Ньютон, введший в 1671м году понятие спектра в научную мысль. Опыты разложения света призмой происходили и до него, но Роджер Бэкон, первым проводивший их ещё в 13м веке, считал, что возникающие цвета есть продукт самой призмы, отсутствующий в исходном луче; Ньютон догадался фильтровать луч цветными стёклами, и доказал, что все видимые после призмы цвета уже присутствуют в нём, но как смесь, а призма раскладывает её на составляющие.

Сам Ньютон, насколько можно понять, считал свои опыты алхимическими, родом богоискательства, но по факту во всём этом нет ничего субъективно-идеалистического. Кто угодно может взять призму, повторить их, и получить точно тот же результат. Субъективным было то, что из цельного спектра, воспроизводящего цельную радугу в опыте, он выделил именно семь отдельных цветов, в соответствие нотам музыкальной гаммы.

Сама последовательность именно из семи понятий, как будет показано чуть позже, в том или ином смысле объективна, поскольку присуща развитию человека. Тогда как деление октавы именно на семь нот скорее произвольно, и, соответственно, произвольно выделение в спектре именно красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового цветов. Ньютон, внятно видевший именно спектр, это прекрасно сознавал, и об этом внятно писал.

Между тем, в культурном и психологическом смысле его решение, связывающее так или иначе цвет и музыку, было абсолютно верно, и потому мы вот уже четыреста лет видим в радуге именно его семь цветов, и именно ими, с добавлением состоящего из них белого, и отсутствием света и цвета, чёрного, пользуемся в основном.

Теория Иоганна Гёте, великого немецкого поэта, была создана им в 1810м году, и является, в известном смысле, ревизионистской, возвращающей во времена Средневековья и Бэкона. Глубоко верующий натурофилософ усмотрел в радуге, по Библии явленной впервые как знак отказа Бога от простых решений типа глобального потопа и гибели большей части человечества, божественное, и стал искать Троицу в них.

И нашёл, выделив три основных цвета, красный, жёлтый, и синий, тогда как находящиеся между ними оранжевый и зелёный увидел их смешением.

Что же до фиолетового, в действительности находящегося на краю спектра — за ним следует ультрафиолетовый, что явно можно выяснить опросом: люди генетически отличаются, и разные люди видят границу спектра в разных местах — то поэт посчитал его смесью красного и синего, бордовым, так замкнув кольцо, и в той или иной степени успешно решив проблему ту, что божественное должно быть бесконечно.

Как ни странно, эта, специфически упрощающая дело, теория нашла значительные применения. Во-первых, Гёте заметил, что цвет, находящийся с противоположной стороны его круга от другого цвета, действительно находится к тому в наибольшей оппозиции, и зрительно с ним смешивается наименьшим образом. К этому открытию восходят таблицы контрастов, постоянно используемые в изобразительном искусстве, дизайне и моде.

Во-вторых, и более важно, оказалось, что рассмотрения всех цветов как смесей из трёх базовых для большинства людей достаточно, и это, весьма важное, открытие используется начиная с первой цветной фотографии, цветной киноплёнки, цветных телевизоров, до всех современных передающих изображение устройств; посредством одного из которых, скорее всего, читатель сейчас воспринимает данный текст.

Если бы Гёте был естествоиспытателем, как Ньютон, то видел бы то, что видел тот — что красный занимает в радуге и воспроизводящем её спектре в четыре раза больше места, чем остальные цвета; то есть, что вместо красного объективнее было бы говорить о как минимум четырёх разных цветах равноправных с остальными.

Что фиолетового тоже больше численно, чем остальных, в два раза, то есть вместо фиолетового корректнее выделять как минимум два цвета.

Что между жёлтым и зелёным присутствует промежуточный, цвета лайма, равноправный с ними по длине участка радуги — то есть, что вместо семи цветов объективно было бы говорить о двенадцати, занятным образом соответствующих реальному числу нот вообще в октаве.

Однако человечество уже повсеместно использует, в дополнение к чёрному и белому, семь ньютоновских цветов радуги, зачастую объективно составленных из трёх, и уже, во многом, вкладывает в них одни и те же психологические смыслы. Скорее всего так и останется; разумно завершить эту статью авторской теорией семантики цвета, объясняющей то, почему общее направление развития представлений о цвете именно такое.

Авторская теория психологии восприятия цвета

Авторская теория цвета есть частность авторской теории развития мировоззрения и психики человека, которую в минимуме тут следует привести. Ибо часть понятна только вместе с целым.

Прохождение средним ребёнком в развитии кризисов в возрастах приблизительно года, трёх лет, семи, было известно в психологии и сто лет назад, у Выготского есть о них известные статьи, знакомство с которыми, насколько можно понять, стало обязательной частью образования психолога в России. То есть, читатель с ними, вполне вероятно, знаком.

Нет нужды быть семи пядей во лбу, чтобы заметить, что между кризисными возрастами пролегают последовательно возрастающие вдвое периоды, представляющие собой простую геометрическую прогрессию с базой равной двум.

Прогрессия предсказывает следующие кризисы, в возрастах около пятнадцати лет, хорошо соотносимом с подростковым; около тридцати одного года, что ассоциируется с возрастом Христа и кризисом среднего возраста; и шестидесяти трёх лет, соответствующем возрасту выхода на пенсию. То есть, оказывается основательной.

Возрастание вдвое находит своё объяснение в том, что в каждом периоде, кроме как познавать присущее ему, человеку нужно переосмыслить в его категориях весь свой предшествующий опыт, что требует сопоставимого с предыдущим периодом времени. Тогда как кризисы как таковые — в том, что познаваемое в новом периоде всему познаваемому в предыдущих периодах перпендикулярно.

К примеру, развитие в возрасте от семи до пятнадцати лет это, в первую очередь, познание подобия и познание по подобию. Ребёнок ходит в школу, где решает по подобию различные задачи; он учится уподобляться взрослым, как реальным, так идеальным героям прошлого; стремится из иерархической семьи, составлявшей его близкий круг ранее, в приятельскую компанию, состоящую из подобных друг другу и обычно однополую.

В новом периоде, от пятнадцати до тридцати одного года, он познаёт чувства, и, в норме, взаимодействует для этого с полом противоположным; чем большего он достиг в предыдущем периоде специализацией на нём, чем лучшим учеником и однополым приятелем был, тем сложнее ему сменить предметы внимания и окружение, тем глубже кризис.

Что развитие устроено именно так — занятным образом подтверждается судьбами гениев, для которых специфические частные кризисы, связанные с различными аспектами развития в отдельных периодах, оказывались смертельными.

Гения, преждевременно открывшего тот или иной взгляд на жизнь, так много связывает с определённым её аспектом, вокруг которого этот взгляд построен, что он затрудняется через его развитие перерасти. Поскольку оно идёт только до определённого возраста, он гибнет — приблизительно так гиб бы ребёнок, если бы затруднялся перерасти учёбу в школе и приятельскую компанию, по закономерному и естественному исчерпанию их.

Среди таких гениев, в частности, и сам Выготский; заинтересованный читатель может узнать об этом, равно как и о других тонкостях, подробнее посредством моей книги «О Канифоли», доступной, к примеру, на моём сайте и легко находимой по названию и имени автора поиском. Здесь разумно перейти дальше, и отметить, что развитие в каждом периоде становится основанием определённого образа мысли, на мой взгляд, уже обобщённого в культуре, сначала определённой музыкальной нотой — семантика тональности в классической музыке это предмет отдельного разговора, среднему читателю, вероятно, мало интересный — а потом, благодаря ускорившему процесс интеграции Ньютону, и цветом.

Рассмотрим эти периоды, начав с внутриутробного: как минимум развитие основы психики, мозга, идёт и в нём, а вообще человек в нём развивается как система и часть системы. Характеризующий внутриутробное развитие образ мысли можно описать таким набором слов, как «Дом, тело, порядок, система, структура, уклад, защита, структура, определённость, укрытие, 0»; как мировоззренческое отношение это общего свойства порядочность, систематичность, защищённость; всему этому соответствуют нота До и чёрный цвет.

Соответствие легко заметить, к примеру, во флаге Российской Империи, где чёрный это цвет стабильности и крепости, или в геральдике, где он выражает постоянство; развитие от палеолитического символа зла к символу его отрицания порядком уже идёт и вполне логично.

Первый настоящий период жизни это период младенчества, от рождения до кризиса одного года. В нём человек развивается как самостоятельный объект, способный вообще существовать в отрыве от матери, системной частью которой являлся в качестве эмбриона. Соответствующий образ мысли можно описать набором слов «Предмет, объект, граница, предел, предельность, обладание, 1», как отношение это объективность и отдельность, и всё это выражается нотой Ре и красным цветом.

Безусловно, со всем, сказанном о красном ранее, такое представление находится в известном противоречии. Однако читателю стоит вспомнить то, как именно ведут себя люди, предпочитающие красный, как именно они поступают, чтобы увидеть, что основания усматривать за красным что-то в первую очередь предметное, объективно существующее, и по большей части существующее отдельно от всего остального, весьма вески.

В периоде от года до трёх, так называемом периоде манипулятивных игр, ребёнок развивает в первую очередь самостоятельное активное действие с предметами и объектами действительности. Характеризовать его можно набором слов «действие, активность, действительность, реальность, деятельность, труд, игра, 2», как отношение это самостоятельная активность и инициатива, и выражаются они нотой Ми и оранжевым цветом.

То, что оранжевый цвет действительно способствует продуктивным активности и деятельности, заинтересованному читателю должно быть хорошо известно; достаточно выглянуть в окно, чтобы увидеть осуществляющие дорожные работы машины именно такого цвета; что же до культурных представлений, то выделился он по историческим меркам достаточно близко к сегодняшнему дню, они довольно зыбки и могут быть изменены относительно легко.

Период развития от трёх до семи лет, так называемый период ролевых игр, это период развития воли, связности мышления, способности уважать других. Описать его можно набором слов «Сила, воля, связь, контроль, тяготение, притяжение, род, 3», как отношение это так называемое мифологическое мировоззрение, волевое отношение с однозначной иерархией, как социальной, так и идеалов. Выражают всё это нота Фа и жёлтый цвет.

В данном случае культурных соответствий более чем достаточно — власть и тождественное ей на практике богатство жёлтый выражает практически повсеместно.

Период учёбы, от семи до пятнадцати лет, ранее уже был упомянут как период развития по подобию и приятельских отношений. Его образ можно обозначить набором слов «Близость, подобие, отражение, ощущения, приятельство, довольство, симпатия, 4». В какой-то мере к нему относится и секс без любви; как отношение это бытовое, обыденное мировоззрение, и характеризуют его нота Соль и зелёный цвет.

Такое представление о цвете тоже входит в противоречие со многими современными. Однако, через соотнесение учёбы и роста, развития, которое в большинстве из них есть, оно вполне может закрепиться.

Период от пятнадцати до тридцати одного года тоже был упомянут, в нём развиваются гармоничность, чувственность, способность к сочувствию. Описывает его образ набор слов «Любовь, гармония, волнение, эмоции, колебания, чувства, душа, звук, такт, 5»; как отношение это религиозное мировоззрение, ориентирующееся по чувству и гармонии вместо рацио, а выражают всё это нота Ля и голубой цвет. В большинстве современных культур голубой мало сознаётся и определяется — по крайней мере, такое представление встретит мало сопротивления.

В периоде от тридцати одного до шестидесяти трёх лет происходит развитие своих собственных образов жизни и мысли, способности к сознательной сообразности в смысле соотнесения их с образами жизни и мысли других людей, истинных взаимопонимания и общности с ними. Описывают его слова «Единство, образование, общность, учение, цикличность, наука, понимание, знание, сознание, интеллект, образ, счёт, время, 6», как отношение это философское, даже если и идеалистическое, то так или иначе научное мировоззрение; характеризуют всё это нота Си и синий цвет.

Что же до фиолетового и белого, то они, думается, относятся к первым двум из трёх вневременных отношений, которые могут быть явлены человеком в каком угодно возрасте, но проявляются обычно после всего описанного ранее: это стремления к творчеству и чуду; мудрости и интуитивной ясности; и покою как отсутствию лишнего и суеты.

Разумно ещё раз отметить, что эта глава, вместо как предложение воспринимать цвета так или иначе, предположение о том, что люди вообще будут в среднем так относиться к ним. Продолжающая идти глобализация постепенно стачивает противоречия между локальными культурами, тогда как наша планета весьма разнообразна и единственным действительно общим знаменателем человечества могут быть только человек и его развитие. В силу объективного отсутствия заметных обычному человеку всех цветов радуги в нём самом, опора возможна только на его развитие, и она закономерно должна привести к чему-то типа описанного.

Приложение, объединение теорий цвета

Совместив теории цвета Ньютона и Гёте, и дополнив их авторским представлением о соотношении цвета и возрастного периода, можно получить следующую занятную диаграмму.

Диаграмма 1, совмещение теорий Ньютона, Гёте, и авторской теории

 Совмещённые теории цвета Ньютона, Гёте и авторскя

В которой каждому периоду развития человека оказывается контрастно противоположным кризис перехода из одного периода в другой. К примеру, младенческий возраст это противоположность подростковому кризису, в котором происходит начало сексуальной жизни.

С одной стороны так оно и есть, половая жизнь в конечном счёте имеет смыслом чьё-то зачатие и рождение. С другой, повышенный риск зачатия и рождения ребёнка в момент подросткового кризиса его родителей, по причине отсутствия у них половой грамотности или осторожности, это именно риск. Поскольку их кризис ребёнок скорее осложнил бы, чем разрешил; и потому, что ему, с его заведомо мало обеспеченным развитием, трудно позавидовать.

Конкретно этот пример очевиден без диаграммы; однако аналогичным, с одной стороны закономерным и относительно частым, а с другой стороны мало желательным, оказывается, к примеру, совмещение возраста от года до трёх лет ребёнка и кризиса перехода от молодости к зрелости у его родителей. По всей видимости значительный процент развалов молодых семей обусловлен подобным совмещением.

Точно так же проблемы первоклассника могут быть большей сложностью для его бабушек и дедушек, чем для его родителей помоложе.

Которым, в свою очередь, оказывается наиболее сложным его кризис трёхлетнего возраста, или, если они совсем молоды, кризис одного года.

Понятно, что такая диаграмма возможных маложелательных контрастов сугубо психологична, какой-либо её обусловленности в реальности вовне социальной нет. Однако, коль скоро семья в современном обществе присутствует, и объединяет развитие и цикл приблизительно так же, как их объединяет диаграмма, в последней может быть и определённый практический смысл.

Выводы

Мы, естественно кратко и в общих чертах, рассмотрели развитие представлений о цвете от плиоцена, когда, собственно, человек ещё отсутствовал, до наших дней, и слегка забежали вперёд, увидев только развивающиеся сейчас отношения.

Надеюсь, читателю полученное знание будет полезно. Как минимум, хотелось бы оставить его со знанием того, что среди значений, которые люди усматривают естественным образом присущими тем или иным цветам, присутствуют безусловные, наследуемые через инстинкты; определённые этнической культурой в силу тех или иных локальных условий и передаваемые ей; и постепенно приобретающие всё больший удельный вес обобщающие соглашения.

Связаться с автором статьи:

Психолог
Я помогаю людям возрастом от 15 лет решить проблемы: Развития индивидуальности Общения и взаимодействия Отношений в молодой паре

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить