Страхи
Уникальность наших страхов
У каждого из нас существует свой индивидуальный набор актуальных страхов, который мы приобрели в течении жизни, начиная с раннего детства, например: высоты, боли, темноты, представителей флоры и фауны открытых пространств, публичных выступлений, контактов с лицами противоположного пола, потери близких, смерти и т.п..
Но мы часто опасаемся признаться в них. Это опасение, возможно, сформировалось еще в раннем детстве, когда нас учили: «бояться – значит быть слабым»; «стыдно бояться»; «не показывать свою уязвимость». Усвоенные убеждения такого характера ограничивают наши возможности благополучной жизни, т.к. неразрешенные страхи из прошлого лишают нас жизненной энергии, являются причинами многих форм агрессии, депрессии, зависимости, психосоматических заболеваний и т.п.
Подчиняясь своим страхам, мы позволяем им обладать нашей волей.
Эволюционное наследство
С эволюционной точки зрения страх помогал человеку избегать опасностей и угроз, тем самым способствовал выживанию вида в процессе естественного отбора, т.е. по своей сути он являлся адаптивным, функциональным и необходимым. Но по мере эволюционного развития мозга человек приобрел способность формирования своего внутреннего виртуального мира. Как следствие, человек начал ошибаться в различении реальных переживаний и воображаемых. Если раньше страх предупреждал человека о реально существующей опасности, то теперь он может бояться вещей, которые не имеют ничего общего с физическим выживанием. Мы можем бояться того, чего никогда не было в физической реальности и может никогда не случиться. Теперь мы боимся угрозы своему виртуальному образу «Я».
Тревога, страх, фобии.
Тревога – реакция нашего организма на неопределенность того что нам угрожает. Т.е. мы не знаем, какой вариант поведения выбрать (бей, беги, затаись…), но организм приведен в «боевую готовность».
Страх – реакция организма на более «понятную» угрозу. Страх предупреждает нас об угрозе нашего физического и виртуального "Я" и мотивирует его защищать. Эта угроза может носить реальный, а также, благодаря нашему воображению, иррациональный характер. Например: люди боялись грома, хотя реальную опасность представляет молния.
Интенсивность и продолжительность страха сигнализирует нам о степени угрозы.
Алгоритм реакции на конкретный фактор страха легко формируется и крайне тяжело «забывается».
Он может вытесняться из нашего сознания и продолжать влиять на наше поведение:
- усложнять нашу жизнь постоянным «проигрыванием» в голове психотравмирующего контекста;
- поддерживать, тем самым, негативный эмоциональный фон;
- провоцировать неадекватное реальности решение ситуации.
Фобия – стойкий интенсивный неконтролируемый безосновательный страх какого-либо объекта или ситуации. Причем интенсивность страха существенно превышает потенциальную или реальную угрозу, чем влияет на состояние здоровья и повседневную жизнь человека. Фобия сопровождается высокой интенсивностью беспокойства и уровнем тревоги. Человек старается избегать причин фобии, а в случае неизбежности – выработать «способы защиты». Если не проработать ядро фобии, оно обрастет новыми.
Бывают моменты, когда прежний страх может непроизвольно вновь возникнуть. Например, в случае ПТСР: когда последствия прошлой ситуации, в которой человек действительно был в опасности, вновь переживаются в настоящем. Хотя он осознает, что в настоящее время угрозы не существует, но мозг автоматически готовит к худшему — пережитой ранее травмирующей ситуации. Посттравматическая реакция может быть вызвана триггерами, похожими на элементы прошлой травмы; датой, обстановкой, проблемой, мыслями, отношениями и т.п.
При регулярных интенсивных реакциях страха, например, при панических атаках, человек начинает бояться самих реакций, своего поведения в них, находится в состоянии ожидания страха.
Защищаясь от сильных переживаний страха, человек пытается избегать его триггеров, вырабатывать защитные тактики и ритуалы.
Многокомпонентная модель страха
Для эффективной проработки страха целесообразно его рассматривать как многокомпонентную модель.
Компонент ответных автоматических реакций – быстрое автоматическое зачастую неосознаваемое реагирование на фактор страха.
Вегето-соматический компонент - изменение дыхания, частоты сердечных сокращений, перераспределение крови, потоотделение, очищение ЖКТ и мочевого пузыря, выброс адреналина (при страхе) и норадреналина (при гневе), нарушение сна и т.п..
Эмоциональный компонент – параллельно-последовательное эмоциональное реагирование на фактор страха.
Иррационгально-мифический компонент – иррациональное реагирование для спасения внутреннего виртуального мифического мира.
Рациональный компонент – рациональное реагирование на фактор страха.
Метакогнитивный компонент – концентрация внимания на факторе страха, оценка угрозы и совладания со страхом, мотивационная и когнитивная переработка страха и т.п.
Поведенческий компонент - бей, беги, затаись, спрячься «под крылом сильного» и т.п.
Рассмотрим закрепление страха на травматическое в жизни событие на примере формирования «страха врачей» у ребенка (ситуация – внутримышечная инъекция):
-- на автоматическом уровне – болевая реакция от укола шприца;
- на вегето-соматическом – слезы, крик, учащенное сердцебиение, выброс адреналина и норадреналина и т.п;
- на эмоциональном уровне – эмоциональное реагирование на боль (обида, возмущение и т.п);
- на иррациональном уровне – тетя-врач плохая, потому что сделала мне больно (а не потому что лечила). Все врачи – плохие. Человек в белом халате – плохой;
- на рациональном уровне – если тетя-врач говорит ласковые слова, жди боли;
- на метакогнитивном уровне – я не могу справиться с болью от шприца, но я могу следить за тетей-врачем и сопротивляться, чтобы она не сделала мне больно;
- на мотивационном уровне – не видеть никогда врачей;
- на поведенческом уровне – реакция избегания, поиск защиты и т.п.
Чтобы справиться с неудобными в жизни страхами, нужно разбираться и «договариваться» со всеми их компонентами.