Часть 1. Роль отца или зачем нужен папа?



Часть 1. Роль отца или зачем нужен папа?

Роль отца и его влияние на взаимоотношения с миром во взрослом возрасте.

Каждый хоть раз задумывался над своими отношениями с родителями. И очень много мы говорим про взаимосвязь с мамой, ведь все начинается именно с неё. Мы рождаемся и первый наш контакт состоится с маминым мягким и теплым телом, именно она удовлетворят наши потребности и выглядит так, что малышу никто больше и не нужен. Но он растет, и в объятиях мамы становится тесно, тут то и появляется кто-то третий, у кого грубые руки, низкий голос и щетина на щеках.

Часть 1 Роль отца или зачем нужен папа

Какая же роль у отца? И как его образ может влиять на наши отношения в зрелом возрасте: с самим собой, с теми, кто на равных - партнёром, друзьями, и с тем , кто в вертикальной плоскости - директора, представители власти и тд.

От папы мы наследуем то, как будут у нас развиваться следующие сферы:

  • Нормы и правила
  • Самопрезентация
  • Отношения с окружающим миром в целом
  • Отношения с партнером
  • Женственность и сексуальность
  • Отношения со злостью
  • Достижения
  • Уверенность
  • Деньги
  • Творчество
  • Вера  

Так биологически сформировано, что есть вещи, к которым мужчинам иметь доступ легче, чем женщинам из-за фиологических и социальных ролей. Обсудим их ниже.

  • Границы и правила. Мужчины более стабильны и устойчивы, так как меньше подвержены влиянию гормонов (женщины после родов испытывают сильные эмоциональные приливы по отношению к ребёнку, которые обусловленны физиологией, что помогает им быть в более тесной связи с ребёнком, защищая и откликаясь на его базовые потребности), следовательно им проще устанавливать границы и правила и следить за их выполнением.
  • Коммуникация с другими. Отец – это первый опыт общения с другим человеком, который не был в плотном физическом контакте с ребенком. Есть неразделенные я и мама, а есть кто то совсем другой. Мама всегда интуитивна, тогда как папа нет, с ним приходится говорить, объяснять, уточнять и ругаться, если остаешься не услышанным. Это большой навык и ресурс, учиться заявлять о себе и своих потребностяхдругому.
  • Отношения с противоположным полом. Ребёнок рождается в паре, где есть мама и папа, и к трём годам начинает вступать в конкуренцию с одним из родителей. Девочки конкурируют с мамой за внимание папы, мальчики конкурируют с папой, за внимание мамы соответственно. Со временем ребёнок осознает, что родитель, которым он хочет владеть уже занят, и, проходя все стадии горевания, на стадии «принятия» решает, что когда вырастет у него будет свой партнер, такой, какого они выберет.
  • Отношения со злостью и агрессией. У мужчин высокий уровень агрессии на биологическом уровне из-за основного полового гормона - тестостерона. И им приходится как-то с этим обходиться, упаковывать злость в социально приемлемый формат и показывать тем самым пример для младшего поколения. Хорошо видеть разные варианты совладания со злостью, это дает больше выбора и гибкости. Справиться со злостью можно через: слова (говорить: «Я злюсь, когда...»), сублимацию (покричать с папой на футбольном матче, болея за любимую команду), спорт, творчество и тд.
  • Добыча ресурсов. Продолжая предыдущий пункт, злость нужна нам для того, чтобы: отстаивать свои границы; не отдавать, если забирают; достигать целей; брать, добывать ресурс для жизни; настаивать и напоминать, тем самым находиться в контакте с другими, совершая взаимообмен. Все эти навыки нужны для того, что бы закрыть базовые потребности и получить один из самых важных ресурсов для жизни в социальном обществе - деньги
  • Экзистенциальные вопросы. Если у мамы рождение ребёнка снижает тревогу и удовлетворяет потребность в определении смысла жизни, то у мужчины не закрывает эту необходимость в полной мере. И тогда мужчине приходится выбирать стратегии совладения и одним из способов закрытия могут стать достижения, будто то работа и карьера, постройка дома для семьи, социальная помощь.
  • Тема Божественного. Так как для мужчин тема смысла жизни стоит более остро, чем для женщин, они чаще размышляют об экзистенциальном устройстве жизни и том, что ждет нас после смерти. Более глубоко исследуют историю семьи, рода, предназначения, где и в чем было начало всему сущему. 
  • Творчество. Когда мама на страже закрытия базовых потребностей: что поел, попил, одел и тд., у папы открывается больше возможностей провести ребенка по творческому пути. Помогая мыслить шире, выходит за рамки привычного, опираясь на духовную составляющую жизни и исследуя ее. Все это помогает начать ощущать себя целостным, наполненным и счастливым.
  • Тема выбора и отделения. Каждый ребенок проходит стадии сепарации и кризисы по мере взросления, балансируя между автономией и слиянием. То есть отец показывает на своем примере, что можно уйти/отойти, если захочется, что от этого никто не пострадает и при этом можно оставаться в контакте. Пример: ухода папы на работу и его возвращение.  В какой то момент также, ребенок понимает, что папа выбирает маму, как партнера, а не его самого. И что вообще в жизни можно многое пробовать, основываясь на своих желаниях, и беря ответственность за последствия своего выбора.
  • Баланс сил. Родительская пара нужна для того, что бы кто то из нее был более функционален, пока другой не в ресурсе. Когда мама отдыхает, папа заботится, меняет пеленки, кормит и укачивает. Эта часть балансирует психику ребенка, он не остается один, а значит не теряет связь с миром. После такое взаимодействие мамы и папы становится отличным примером партнерского подхода к решению определённых задач, что можно не быть всегда сильным, можно делегировать, оставаясь в ресурсе и окейности.

Если будучи взрослыми Вы имеете трудности с одним или несколькими пунктами из списка, стоит поисследовать свои взаимоотношения с отцом, как именно они выстраивались, был папа включен в процесс вашего воспитания или же он был отсутствующим, что дал, а чего не хватило. Что делать с этим образом отца или если его не было разберем во второй части.

Связаться с автором статьи:

Клинический психолог, психотерапевт, Транзактный Аналитик
Выпускница Первого МГМУ им.Сеченова, по специальности Клиническая психология. Являюсь членом Европейской Ассоцииаци в направлении психотерапевтического консультирования «Транзактный Анализ». Имею большой стаж личной терапии, работаю с супервизором. Моя позиция принятия Вы - ОКей, не ОКей может быть поведение, которое можно изменить


Комментарии
отправить