Слияние с матерью



Слияние с матерью

Анна  пришла ко мне с жалобами на постоянное плохое настроение, трудности в общении со своей матерью, сыном подросткового возраста и с бывшим мужем. Некоторое время назад она уволилась с последней работы, и не могла найти сил, чтобы пойти на собеседования. Анна говорила медленно, тихим голосом. В первые пару консультаций мы говорили о ее самочувствии, об особенностях ее взаимоотношений с членами семьи. Анна часто обращалась к своему детству. Вспоминала мать, которая всегда была для нее слегка холодна, заботилась о ней, но без глубокой теплоты и нежности. Зато мама всегда знала единственно правильный вариант как поступить в любой ситуации, и всегда требовала от членов своей семьи, чтобы поступали именно так. Она давала дочери иногда очень ценные советы, но всегда это было какой-то аксиомой, которую не нужно было оспаривать. Фигура отца в детстве Анны была невыразительной. Он был тихим человеком, предпочитал не спорить с женой, по ощущениям клиентки любил ее, проводил с ней время, но гораздо меньше чем мать.

Муж клиентки, по ее ощущению, был деспотичный, со сложным характером. Он не терпел критику, с трудом шел ей на уступки. Обычно, через ссору или скандал. Вначале она принимала это, чувствовала в этом, что он берет на себя ответственность за семью, принимает решения, ведет себя как мужчина, старалась быть удобной. Со временем, различий в их видении как должна строиться семья и взаимоотношения становилось все больше. Анне все больше хотелось, чтобы муж учитывал ее мнение. Примерно то же продолжало происходить во взаимоотношениях с матерью. Клиентка провела параллель, и с удивлением поняла, что ее муж по поведению напоминает ей маму.

Сложным этапом для Анны стал подростковый возраст сына. Она много знала про отделение в подростковом возрасте, но воспринимала это скорее головой, а принять ей это было сложно.

Клиентке было тяжело говорить и сложно анализировать. Она с интересом откликнулась на предложение поработать с использованием арт-терапии, выразить себя в рисунках.

Анна рисовала медленно и с удовольствием. Она выбрала карандаши и акварель. Контуры будущего рисунка рисовала карандашом, обычно простым, но иногда включала несколько цветных, а затем раскрашивала акварелью.

Одна из первых тем, которая была затронута,- «Место, где мне хорошо».  Клиентка нарисовала большое поле пшеницы, и поместила себя в виде маленькой фигуры на первый план. Она объяснила, что нарисовала свое детство в деревне, когда уходила в поле, и гуляла там.

Затем шло множество других тем. В частности, подсмотренная у Елены Ромашкиной «Моя жизнь как река».

В первых рисунках было много отсылок к детству, как если бы все хорошее осталось там. Постепенно клиентка стала меняться: ее голос стал более громким, она стала рисовать быстрее и увереннее. От рисования прошлого она стала двигаться в настоящее. Через рисунки открывалось много ситуаций и разных эмоций. Было много негатива, но параллельно проявлялись радость, интерес, благодарность и многое другое. Эмоции были как будто склеены вместе, и негативные как ложка дегтя распространялись на то, что потенциально могло быть медом. Много времени было потрачено на то, чтобы разделить все это.

В дальнейшем предстояла еще долгая работа: шла вербальная работа с родительскими установками, отделение от матери, работа с образом отца. Вместе с тем, первые изменения начались именно через рисунки.

Связаться с автором статьи:

Психолог, гештальт-терапевт
Здравствуйте! Я практикующий психолог с 2014 года. Работаю в гештальт-подходе. Любая сложная ситуация может дать возможность вырасти, лучше понять себя, приобрести важные умения. Темы, с которыми я работаю: личностные кризисы и травмы, сложности в отношениях, повышенная тревожность, сложные чувства,…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить