Взращивание толерантности



Взращивание толерантности

16 ноября 2020 года весь мир отмечал Международный день толерантности. Не секрет, что в последнее время мы все больше наблюдаем проявление  агрессии, жестокости и насилия во внешнем мире. И дети становятся свидетелями и участниками этих событий. Как бы мы ни старались уберечь их, они слышат новости по телевизору, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях. И мы не в состоянии оградить их от всего этого ужаса, который происходит вокруг. Нам остается лишь одно, помочь нашим детям воспитать в себе гуманистические взгляды, идеи толерантности.

Что же это такое толерантность? Это слово стало популярным в 90-х годах двадцатого века, и за тридцать лет «набило оскомину». Когда я спросила подростка, что такое толерантность, он ответил, что «Это борьба за права сексуальных меньшинств». И этот ответ сообщает нам, что молодые люди совершенно несведущи в этом вопросе.

На самом деле «толерантность» и «борьба» - противоположные по значению слова. Если обратиться к Великому русскому языку и постараться заменить иностранное слово «толерантность» на русское, то, по моему мнению, это будет слово «терпимость», принятие другого человека таким, какой он есть, и уважение его взглядов и убеждений.

Я работаю в Центре помощи детям педагогом-психологом. Поэтому для меня стоит задача научить детей выстраивать отношения друг с другом на основе сотрудничества, принятия другого как значимую и ценную личность. При этом состояние здоровья, национальность и другие особенность не имеют никакого значения. 

В нашем центре живут дети разных национальностей. В этом учебном году к нам поступили дети с ОВЗ, есть ребенок с РАС. Им очень трудно адаптироваться в новых условиях: другие правила и требования, другие условия проживания, но самое главное –новый коллектив. Трудность адаптации осложняется тем, что все наши дети находятся в сложном подростковом возрасте. И мы, педагоги центра, прикладываем все усилия к тому, чтобы наши дети почувствовали себя, как дома, осознали себя нужными и защищенными.

Не секрет, что в некоторых образовательных организациях бывает «дедовщина», ужасное явление, когда страдают самые слабые и незащищенные дети. Но хуже всего то, что некоторых педагогов такие отношения устраивают. Не нужно вести долгие воспитательные беседы с подростком, проще заставить старшего наказать провинившегося.

Мы должны искоренить насилие в нашем обществе, научить наших детей договариваться, идти на компромисс, без конфликтов решать любые вопросы, быть непримиримыми к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, расизм и др. Мы должны привить нашим воспитанникам навыки эмоциональной гибкости, критического мышления, способность к сотрудничеству.

Но начинать, конечно, нужно с себя. Учитывая индивидуальные и половозрастные особенности детей, опираясь на положительные качества детей, каждому педагогу необходимо выработать в себе уважительное, гуманное отношение к личности ребенка, обеспечить эмоциональную комфортность во взаимоотношениях с детьми, демонстрируя навыки бесконфликтного общения. Главное условие для создания комфортныхотношений –сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своимиэмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Только своим примером мы можем обучить наших детей навыкам толерантной коммуникации и сотрудничества, сформировать в них когнитивный, аффективный и поведенческийаспекты толерантности.

И в заключение я хочу привести слова из книги Сью Бишоп «Как делать все по-своему»: «Основные права каждого человека (а значит и каждого ребенка):

  • Быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния.
  • Чувствовать уважение к себе.
  • Принимать решение о том, как проводить время.
  • Просить о том, в чем есть необходимость.
  • Спрашивать мнение о своемповедении, облике.
  • Быть выслушанным и воспринятым всерьез.
  • Иметь свое мнение.
  • Придерживаться определенных политических взглядов.
  • Плакать.
  • Делать ошибки.
  • Говорить «нет», не испытывая чувства вины.
  • Отстаивать свои интересы.
  • Устанавливать свои приоритеты.
  • Выражать свои чувства.
  • Говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом.
  • Менять свое мнение.
  • Иногда терпеть неудачу.
  • Говорить «я не понимаю».
  • Делать заявления, не требующие доказательств.
  • Получать информацию.
  • Иметь успех.
  • Отстаивать свою веру.
  • Придерживаться собственной системы ценностей.
  • Брать время на принятие решений.
  • Принимать на себя ответственность за собственные решения.
  • Иметь личную жизнь.
  • Признаваться в незнании.
  • Меняться/развиваться.
  • Выбирать, включаться или нет в проблемы других людей.
  • Не нести ответственности за проблемы других людей.
  • Заботиться о себе.
  • Иметь время и место для уединения.
  • Быть индивидуальностью.
  • Запрашивать информацию у профессионалов.
  • Не зависеть от одобрения других людей.
  • Самому судить о собственной значимости.
  • Выбирать, как поступать в складывающейся ситуации.
  • Быть независимым.
  • Быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие.
  • Не оправдываться».

Чтобы дети научились любить и уважать друг друга, нам самим нужно открывать свое сердце и проявлять к ним добрые чувства. Если мы будем подавать пример дружелюбия и взаимопонимания, то со временем дети начнут общаться также.

Связаться с автором статьи:

Педагог-психолог
Я педагог-психолог. Работаю в ГКУСО РО Ростовский центр помощи детям № 10. Мне 54 года. В работе с детьми использую песочную терапию, арттерапию, сказкотерапию, символдраму и пр. В работе со взрослыми - ИВЛ.,

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить