Понять другого или социальный интеллект



Понять другого или социальный интеллект

Автор статьи: Валерия Баранова

  Жизнь человека наполнена постоянным взаимодействием с другими людьми. Работа, учеба, семья, друзья… мы везде оказываемся в социуме, и даже не разговаривая, мы всё равно взаимодействуем с другими личностями. Некоторым людям коммуникация дается сложнее, чем остальным. Кто-то быстро ориентируется в незнакомом обществе, а кто-то чуть ли не пребывает в ступоре от изменяющейся обстановки. Некоторые умело выходят из конфликта, а другие то и дело попадают в неприятные ситуации. Одни могут предсказать поведение другого человека и развитие ситуации в целом, а другие теряются в догадках и не знают чего ожидать в следующий момент даже от своего давнего знакомого. Подобных примеров ситуаций в обыденной жизни куча.  

  Так почему же одним людям удается так легко взаимодействовать с разными личностями и в любом обществе чувствовать себя как рыба, а другие не могут расслабиться и найти общий язык с людьми? Ответ на этот вопрос кроется в уровне развития социального интеллекта.

  Социальный интеллект обеспечивает адекватное понимание действий, поступков людей, вербальных и невербальных составляющих поведения. Он формируется и развивается в процессе взаимодействия с людьми, во время построения межличностных и социальных отношений. Формирование социального интеллекта обусловлено познавательными способностями личности, умением видеть причинно-следственную связь поступков людей, правильно интерпретировать жесты, мимику, позы  и т.п., адекватно воспринимать речь другого человека.

  Уровень развития социального интеллекта значительно сказывается на поведении личности, на умении верно интерпретировать поведение других людей и адекватно на него реагировать.

  Есть три составляющие концепции интеллекта: биологический, психометрический, социальный интеллект. Биологический интеллект представляет собой уже врожденные способности человека к обработке получаемой информации, обусловленные структурами и функциями коры головного мозга. Так как такой интеллект врожденный, то он считается базовым и служит физиологической, генетической, биохимической, нейрологической и гормональной основой познавательного поведения. Психометрический интеллект – это именно те видимые проявления интеллекта, которые называют общим интеллектом, и определяют его так - «интеллект – это то, что измеряется тестами». Этот психометрический интеллект выступает связующим звеном между биологическим и социальным интеллектами. Таким образом, можно говорить о том, что социальный интеллект включает в себя и биологический, и психометрический интеллект.

  Уровень социального интеллекта определяет совокупность шести элементов: познание элементов поведения (умение выделять вербальную и невербальную составляющую поведения); познание классов поведения (распознание общих проявлений в экспрессивном, либо ситуативном поведении); познание отношений поведения (понимание взаимосвязи поведенческих проявлений); познание систем поведения (понимание логики развития ситуаций взаимодействия людей и смысл их поведения в них); познание преобразований поведения (изменение значения схожего поведения в разных ситуациях); познание результатов поведения (способность предвидеть последствия того или иного поведения, в зависимости от определенных условий).

  Чем больше опыт взаимодействия и способность анализировать полученную информацию о своем поведении и поведении другого, тем лучше развит социальный интеллект. Попадая в ту или иную ситуацию, основываясь на собственном опыте, человек моделирует линию своего поведения и проявляет определенную гибкость с целью успешного взаимодействия. Условием для проявления такой гибкости является и анализ поведения другого человека, возможность предвосхищать его следующий шаг.

  Социальный интеллект развивается на протяжении всей жизни. Поэтому часто пожилых людей мы называем «мудрыми». Ведь они могут дать стоящий совет в отношении проблем межличностного общения. Но не стоит заблуждаться в том, что способность хорошо понимать других и прогнозировать события застанет вас только по прошествии долгих лет, или в том, что такая способность проявится у каждого. Нет, социальный интеллект- это, всё же, опыт взаимодействия и результат анализа и рефлексии. Если сидеть большую часть времени в четырех стенах и общаться исключительно с ограниченным кругом давних знакомых, то и в старости будет не понять других, да, и, выйдя из дома, в обществе можно будет «потеряться».

Связаться с автором статьи:

Психолог, психолог-тренер
Психологическое консультирование по проблемам межличностных взаимоотношений, кризисных и стрессовых состояний, по вопросам самоопределения и самореализации, проблемам детско-родительских отношений, внутренних конфликтов


Комментарии
отправить