Ребенок не слушается! Что делать?



Ребенок не слушается! Что делать?

Всегда ли ребенок непослушен?

Очень часто приходится слышать от родителей: «Он меня не слушается!» В ответ хочется спросить: «Так ли уж всегда не слушается? Это действительно всегда?» И тогда родитель задумывается и вспоминает, что нет, не всегда его ребенок неуправляем, а только в некоторых случаях. Вот эти-то случаи и раздражают, заставляют нервничать. У родителей опускаются руки.

Дорогие родители, хочу сказать, что ребенок не должен быть послушным и удобным для вас!

Он же осваивает, узнает мир и ему все хочется попробовать самому! Если он будет послушным всем вашим требованиям, то это дорого обойдется ему в будущем.

«Удобный» ребенок

Задумайтесь, какого взрослого вы хотите воспитать из вашего малыша. Послушного, безынициативного, и без каких-либо увлечений и интересов? А ведь так и получится если он будет тихим, послушным, «правильным» ребенком.

Если же мы хотим воспитать человека, который точно знает, чего он хочет добиться в жизни и твердо идет к своей цели, если мы хотим, чтоб наш выросший ребенок умел постоять за себя, то нам придется изменить свое отношение к его непослушанию, к его «хотелкам», к его «я сам!».

Поэтому давайте поощрять детскую инициативу, воспитывать самостоятельность и целеустремленность с самого раннего возраста.

Как правильно управлять поведением ребенка?

Но бывают ситуации, когда действительно необходимо изменить поведение нашего чада, направить в правильную сторону. Как же нам быть в этом случае?

И именно на этот крайний случай существуют техники скрытого управления, которым я вас сейчас научу, и которые вы с успехом, но в разумных пределах, будете применять.

Традиционное управление человеком – награда и наказание. Эти методы работают плохо. Любое наказание формирует у человека скрытность. Из таких детей вырастают хитрые изворотливые люди — те, кого часто наказывали.

Эту проблему успешно решает метод положительного подкрепления.

Подкрепление – это событие, совпадающее с каким-либо действием, ведущее к увеличению вероятности повторения данного действия.

Награда и наказание не работают, так как совершаются уже после совершения действия. Подкрепление совершается во время действия. Многое в поведении человека является результатом «дрессировки», с точки зрения бихевиоризма – это социальный рефлекс.

Положительное и отрицательное подкрепление

Если какое-либо поведение подкрепляется, то оно усиливается, а если нет, то оно исчезает (не важно положительное или отрицательное подкрепление).

Негативное подкрепление как бы немного останавливает, но не дает человеку куда двигаться.

На консультации важно от неосознаваемого реагирования перейти к осознаваемому.

Грамотное реагирование – это когда нет спонтанной реакции. Когда человек несет негатив, не нужна реакция – никакая! Это будет являться отрицательным подкреплением. А на позитив нужна реакция, нужно его подкреплять. Если человек хочет, чтобы ему дарили подарки или помогали, или говорили комплименты, то нужно это подкреплять, говорить об этом. Для изменения же поведения нужно изменить подкрепление, найти другой способ реагирования.

Если ребенок обиделся, то взрослый может реагировать как угодно, но нельзя реагировать чувством вины. Так как в этом случае мы закрепляем у ребенка обидчивость как качество.

«Пойми меня без слов»

Для тренировки осознанности могу предложить игру. Давайте назовем ее «Пойми меня без слов».

Ребенку дается задание что-либо сделать, но при этом взрослому нельзя говорить ничего словами. Нужно хлопать в ладоши, если ребенок делает правильно. Задание любое, например, взять что-либо, перенести и куда-либо положить. Если ребенок двигается в правильном направлении, то взрослый начинает хлопать и тем сильнее и чаще, чем правильней и ближе к выполнению задания находится ребенок.

Второй вариант задания – не хлопать, а хвалить, если ребенок делает или двигается правильно – «молодец», «хорошо», «правильно». Взрослый, который управляет ребенком или детьми должен очень живо реагировать на все. Важно подкреплять даже микродвижения.

Как правильно реагировать на непослушание ребенка?

Давайте разберемся в возможных способах реагирования взрослого на нежелательное поведение ребенка.

Существуют следующие положительные способы реакции на неверное поведение ребенка.

1. Игнорирование — так как то, что игнорируется, ослабевает.

2. Контроль над отрицательным поведением.

3. Перевод удовольствия в должное, при этом вводится какой-либо стимул. При исчезновении стимула, исчезает поведение.

4. Смена мотивации. Нужно бороться с причиной (устранять ее), а не с поведением. Изменение причины приведет к изменению поведения.

5. Создание ситуации, где это поведение будет неадекватным.

Отрицательные способы реакции взрослого на непослушание детей. Иначе говоря, взрослые пытаются «убить зверя», то есть вытрясти из него всю эту дурь, пресечь «на корню». Сюда относятся:

1. Наказание. Это всем известный способ, следующий за негативным поведением и название говорит само за себя.

2. Отрицательное подкрепление. У каждого взрослого оно свое. Может быть крик, может быть угроза, лишение общения.

Почему же положительные способы подкрепления и воздействия родители применяют реже, чем отрицательные?

Думается, что дело здесь во времени. Для применения положительных способов родителю требуется более значительное время и более значительные усилия. Родителю приходится проявить всю свою смекалку, выдумку и творчество. К тому же и результат является несколько отдаленным. А при негативном подкреплении и наказании, результат появляется сразу. Ребенок из страха перед наказанием резко изменяет поведение. Да именно так он поступает в этой конкретной ситуации. Но в сходных условиях в следующий раз он опять повторит негативное поведение.

Разве этого мы добиваемся нашим подкреплением? Нет конечно! Мы хотим, чтобы поведение нашего ребенка изменилось в корне, навсегда. В этом случае сработает только положительное подкрепление, так как оно работает не на страхе наказания, а на изменении жизненных взглядов и установок.

Как вам кажется, прилагаемые вами усилия в воспитании ребенка, принесут в будущем свои плоды и видя результаты, видя своего взрослого сына или дочь вы сможете гордиться тем какими они выросли благодаря вам?

Связаться с автором статьи:

Психолог-консультант, кандидат психологических наук, судебный эксперт-психолог

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить