Правила общения с подростком в конфликтной ситуации



Правила общения с подростком в конфликтной ситуации

Автор статьи: Людмила Озерова

Дети часто преподносят неприятные сюрпризы своим неадекватным поведением, чем вызывают крайнее раздражение и возмущение родителей. Хулиганят, конфликтуют с окружающими, употребляют алкогольные напитки, устраивают драки. Со стороны учителей, родителей одноклассников, органов охраны правопорядка возникают претензии. Нередки и домашние скандалы, перерастающие в драку между взрослыми членами семьи и подростками. Как справится с этими юными бунтарями, не желающими подчиняться семейным и социальным правилам? 
 
Проблемы родителей
 
Подростковый возраст отличается непредсказуемостью, импульсивностью, наивностью и безрассудством. Дети этого возраста живут в рамках одного дня и не думают о последствиях своих действий. Их ранимость и душевная чувствительность противопоставима неимоверной наглости и вседозволенности, которую они проявляют. Сегодня робкие, уязвимые и замкнутые, завтра могут сбежать из дома искать приключений на свою голову. Чего ожидать от них непонятно. Жизнь родителей и ближайшего окружения в один миг может превратиться в кошмар. И в этом случае родителям действительно нужна зрелость, терпимость и мудрость, чтобы пережить этот период.
 
Многие родители заходят в ментальный тупик, не представляя какие меры предпринимать. То ли защищать своего ребенка, то ли наказывать. А если наказывать, то каким способом. Общеупотребляемые методы - уговоры, угол и ремень уже не подходят. Наступила пора пересмотреть свои взгляды на воспитательные мероприятия.
 
Родители, в период взросления детей, также проходят этап своего очередного духовного становления. Стрессовые ситуации так или иначе вскрывают детские травмы самих родителей, выходя из тени. И наиболее остро проявляются в гневе, страхе, чувстве безысходности. Травмированный ребенок родителя, столкнувшись с кризисом не способен действовать адекватно, оставаться спокойным и терпимым. Он чувствует себя жертвой обстоятельств и обвиняет в этом своего сына/дочь или окружающих. 


Чтобы родителям справиться со своими страхами, необходимо обратиться за помощью к психологу. Родителю следует стремиться стать тем человеком, который способен адекватно и спокойно разбираться в обстоятельствах происшествий со своим детьми. Оказывать им необходимую помощь и поддержку, воспитывать в них качества достойного социализированного человека. Только при адекватности роли родителя возможно правильное воспитание детей.
 
Проблемы коммуникации с детьми
 
Как правило, родители действуют из состояния аффекта, узнав о неприятностях. Опираясь на тревогу и страх, совершают поступки, которых можно было бы избежать. Кричат, ругаются, сравнивают с кем ни попадя, предрекают трагический сценарий жизни. Привлекают подмогу в виде бабушек, супругов.
 
Психологическое давление, которое испытывает подросток, зачастую не сопоставимо с теми проступками, которые он совершил. А само наказание серьезно травмирует юную психику. Но что печальней всего, такие меры воздействия вовсе не формируют уверенного, совестливого и ответственного человека. Из страха пред наказанием он воздержится от асоциального поведения, но останется безнравственным. 
 
Правила общения с подростком в конфликтной ситуации
 
Существуют иные средства воздействия на поведение подростка. Они кардинальным образом отличаются от предыдущих. В их основе лежит признание духовной сущности своего ребенка. Тогда неблаговидные поступки видятся как педагогические недоработки, несформированность ценностно-смысловых ориентаций, неуместное поведение. Исходя из этих позиций, воспитательные мероприятия выстраиваются совсем по иному принципу - любви и принятия. А сам воспитательный процесс превращается в доверительный диалог.
 

  1. Перед тем, как вступить с детьми в коммуникацию, продумайте структуру и содержание послания, которое вы хотите донести. Определите какой результат желаете получить от взаимодействия. Убедитесь в собственном спокойствии и адекватности. 
  2. Родителям следует отличать нарушения в поведении от самой личности ребенка. Эффективная коммуникация возможна в том случае, если духовный аспект человека, его благородство,  не подвергается сомнению. 
  3. Возможна критика конкретных элементов поведения, искажённого мышления, которые относятся к  совершенному проступку. Необходимо исключить обобщение и упоминание о других нарушениях, драматизации ситуации в общем и пророчества страшного будущего.
  4. В коммуникации следует опираться на лучшие стороны ребенка, актуализируя их. Подросткам, которые прояснили для себя желаемое место в социальной реальности, направлять их сознание на то, что поступок не соответствует желаемым целям  и входит в резонанс с образом, которому необходимо соответствовать.
  5. Сам процесс критики производится спокойным и уважительным тоном, без иронии, сарказма и мимических искажений лица. Не пытайтесь справиться с собственным негативными чувствами за счет взаимодействия с ребенком, лучше отложите разговор.
  6. Родителям рекомендуется общаться с детьми уверенно, кратко, без длительных нотаций. 
  7. Не пытайтесь вызвать чувство вины у ребенка. Полезней формировать правильное понимание его отношения к людям, к себе и миру.
  8. Противопоставляйте деструктивным формам поведения семейно и социально одобряемые паттерны. Чтобы ребенок понимал не только то, как делать плохо и но и знал, как делать хорошо.
  9. В качестве позитивных примеров используйте абстрактные образы из мультфильмов, фильмов, книг, архетипы и популярные личности. Не используйте в качестве позитивного примера ровесников вашего ребенка, которых он знает. Не сравнивайте его с кем либо.

 
Результатом успешного взаимодействия считается понимание ребенком того, что от него требуется и взятие им на себя ответственности за выполнение правил семейного или социального поведения, выставленных родителями. Как правило, дети охотно включаются во взаимодействие, чувствуя внимание и уважение. Они любят родителей и страдают, когда их ругают. Но гордость, ущемленная в процессе грубого давления не дает признать ошибки и исправиться. 
 
Родителям же важнее, чтобы их ребенок не только изменил свое поведение, но и вырос психологически здоровой личностью, успешным, счастливым. Этот широкий ракурс восприятия поможет родителям обрести уверенность и терпимость в отношениях с детьми.

 

Связаться с автором статьи:

Психолог
Психолог. Помогаю разобраться в трудной жизненной ситуации, выйти из кризиса. Поставить и достигнуть жизненную цель. Обустроить благополучную жизнедеятельность. Обладаю опытом успешного разрешения задач любой сложности.

Комментарии
отправить