Насущный вопрос: как общаться с пожилыми людьми?



Насущный вопрос: как общаться с пожилыми людьми?

Почти у всех нас в семье есть пожилые люди. У кого-то бабушки и дедушки, у кого-то престарелые родители или другие родственники в преклонном возрасте. И если обеспечить им достойный уход мы иногда можем, то вопрос о том, как правильно общаться со старыми людьми вызывает множество трудностей. Пожилые люди отличаются повышенной обидчивостью, плохой памятью, часто не заинтересованы в настоящем, живя прошлыми воспоминаниями и в целом недовольны собой, самим фактом старости и, конечно же, все осложняется многочисленными болезнями, которые тоже никак не способствуют положительному настрою.

Как же сохранить теплые отношения с пожилыми людьми?

Не так давно открыла для себя чудесного автора Александра Галицкого. В своей книге «Мама не горюй» он рассказывает о том «как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому».  Всем, кого интересует эта тематика рекомендую с ней ознакомиться.

Ну а в своей статье я кратко опишу основные нюансы общения с пожилыми и надеюсь они будут вам полезны.

Проявите искренний интерес

Как правило, старики не верят, что до сих пор кому-то нужны и считают, что их время давно ушло. Никогда не забывайте о том, как для них важно ваше внимание и обязательно интересуйтесь их делами и самочувствием. Возможно ваш престарелый родственник держится молодцом и старается вести активную жизнь, но это все равно не отменяет важности внимания с вашей стороны. Даже если у вас совсем немного времени, выкроите из него промежуток, который уделите пожилому человеку. Послушайте о том, что его беспокоит, подержите за руку, подарите хотя бы немного тепла.

Не стоит конфликтовать

Пожилые часто склонны выплескивать негативные эмоции вовне и раздражаться даже по пустякам. Отсюда множество претензий к родным и недовольства по самым разным поводам. Лучше признайте свою вину и сделайте по возможности то, о чем просит пожилой человек. Не вступайте с ним в спор и не пытайтесь что-то доказывать или в чем-то переубеждать. У вас определенно ничего не выйдет. Результатом станет только ваше и его раздражение. Напоминайте себе о том, что человек вовсе не хочет вас обидеть, причина кроется в его возрасте и тех изменениях в личности, который он за собой влечет.

Перестаньте спорить

Спорить с пожилым – занятие бесполезное и неблагодарное! Выучите это как основной закон общения со стариками. Если ваш старик пытается спорить и активно настроен на неприятный разговор, лучше всего сменить тему беседы. Однако, делайте это мягко и дружелюбно, без агрессии и раздражения. Иначе это будут выглядеть, как нежелание общаться с ним вовсе.

Говорите четко и достаточно громко

Не секрет, что люди в преклонном возрасте плохо слышат и не так быстро воспринимают информацию. Проявите терпение и уважение к возрасту! Старайтесь говорить очень четко, медленно и громко, смотря прямо в глаза собеседника. Если пожилой человек не поймет каких-то слов или фраз, он может «прочесть» их по артикуляции ваших губ.

Не игнорируйте агрессию

Если старик ведет себя агрессивно, попытайтесь вместе решить проблему. Не отвечайте агрессией на агрессию. Приведу в пример недавний случай из жизни. Раз в неделю я консультирую клиентов в другом городе. Уезжаю, как правило, в обеденное время и захожу перекусить в пекарню. Туда очень часто заходят бабушки купить какую-нибудь недорогую сдобу. На прошлой неделе туда зашла старушка, которой жутко не понравилось то, что ее любимые булочки стали печь как-то не так (тесто не то, начинка не та и вообще «готовить вы девочки не умеете»). Кассир отреагировал довольно агрессивно, ответила грубо и посоветовала больше не приходить, если булочки не понравились. На что бабушка раскричалась, написала что-то не больно приятное в жалобную книгу и еще долго распекала всех сотрудников пекарни.

Это пример, как делать не нужно.

И вот следующий пример.

Та же самая пекарня, но уже другой кассир. Бабулька купила пирожок с капустой. Выпечка там очень вкусная, свежая, но ее смутило то, что пирожок совсем не такой как она покупала раньше и тесто там песочное. А она такое не любит. Кассир спокойно ее выслушала и объяснила, что купила она точно такой же пирожок, только с другим тестом. Показала ей оба пирожка для наглядности и предложила поменять, если бабушке не понравилось. Еще извинилась и добавила, что возможно она не расслышала какой пирожок та хотела. Изначально бабушка настроена была далеко не доброжелательно, однако, извинения у нее отбили желание спорить и пирожок с другим тестом ее вполне устроил, менять она его не захотела.

А вот это верный пример общения.

Внимательно относитесь к старикам и помните о том, что они не виноваты в том, что возраст беспощаден!

Связаться с автором статьи:

психолог, клинический психолог, кпт терапевт (член АКПП)
Доброго времени суток! Рада приветствовать Вас на моей странице! Я являюсь практикующим психологом (в том числе клиническим психологом), членом Ассоциации Когнитивно-Поведенческих Психотерапевтов. В своей работе ориентирована на следующие клиентские запросы: - страхи и фобии - депрессия -…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить