Трансформация человеческих ценностей в нестабильном мире



Трансформация человеческих ценностей в нестабильном мире

Философы, социологи, психологи, экономисты и ученые различных научных отраслей, исследуя понятие «стабильность» приходят к пониманию, что стабильность в природе иллюзорна и разрушительна. Стабильность приводит к стагнации, деградации, оскудению и, в конце концов, к вымиранию: вида, системы, цивилизации.

О соотношении сил «жизни» и «смерти» писали И. Кант, К. Лоренц, З. Фред, Ж. Бодрийяр,  К. Меннингер и другие ученые. Если вектор жизни направляет человека на созидание, то вектор смерти – на разрушение.

В свое время З. Фрейд выдвинул тезис о врожденной склонности человека к разрушению. По его мнению, влечение к разрушению способствует удовлетворению желания всемогущества и господства над природой[1]. Согласно концепции Э. Фромма, деструктивность личности – это полное разрушение или нарушение нормальной структуры чего-либо, направленное либо вовне, либо на самого себя[2]. Автор рассматривал человеческую деструктивность как:

- установку причинять вред себе или другим людям,

- сознательное желание вредить ради получения удовольствия,

- неадекватную и примитивную реакцию на препятствия и трудности, чаще всего вызванную страхом,

- модель поведения, направленную на возвышение собственной личности за счет унижения или полного уничтожения других людей.

Деструктивность принято считать явлением патологическим. Садизм, вандализм, некрофилия, террор, войны, экоцид, наркомания, убийства и самоубийства – вот некоторые из тех деструктивных явлений, что наблюдаются в современном обществе[3].

Дифференцируя исследуемый феномен, Э. Фромм выделяет два вида поведения. Первый связан с обороной и ответной реакцией на угрозу – «доброкачественная агрессия», второй - разновидность агрессии, которая проявляется в формах немотивированной жестокости и деструктивности – «злокачественная агрессия». Исследования ученого позволили прийти к важному выводу, что проявление доброкачественной агрессии у человека гипертрофировано социальными условиями бытия[4].

Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти[5].

Мелани Кляйн использовала идею влечения к смерти, исследуя психическую динамику детского возраста. Согласно Кляйн, чувство тревоги, испытываемое ребенком, обусловлено возникновением опасности. Тревожность, в свою очередь, побуждает психику к защите, используя разрушение. При этом, мотивация к разрушению обусловлена влечением к смерти. Механизм влечения к смерти М. Кляйн обнаруживала в разнообразных детских конфликтах[6].

Следуя данной логике, можно предположить, что нестабильность в сегодняшнем обществе продиктована стремлением к разрушению того, что неудовлетворяет людей в целом, отдельные группы или отдельно взятого индивидуума.

Анализируя различные аспекты жизнедеятельности общества, мы имеет возможность наблюдать переломные, кризисные периоды практически во всех сферах: на макроуровнях - внутриполитическая ситуация в стране и геополитические изменения на карте мира, мировые экономические кризисы и изменения в финансово-экономической системе государства; на микроуровне – реструктуризация и реформирование отдельных систем. Существенные изменения произошли за короткий промежуток времени и продолжают происходить далее. С точки зрения социально-психологической составляющей люди не успевают адаптироваться к происходящим изменениям. В ситуациях, когда человек не может быстро приспособиться к новому, особенно, когда это новое не вписывается в его систему привычных форм поведения, могут проявляться неадекватные формы реагирования на ситуацию, в том числе разрушение и саморазрушение.

Анализ различных концептуальных точек зрения отдельных авторов в различных научных отраслях позволил выявить антагонистические тенденции. С одной стороны, стабильность желаема, так как обеспечивает человеку и обществу чувство устойчивости и уверенности. С другой стороны, застойные явления во всех сферах жизнедеятельности ведут к гибели (человека, предприятия, системы, цивилизации).

Суть данной проблемы, на наш взгляд, заключается в длительности по времени происходящих процессов при внешних социальных изменениях. Если времени на адаптацию к новым изменениям не достаточно, человек испытывает стресс.

Как уже было отмечено, нестабильная ситуация в обществе вызывает у человека чувство незащищенности, беспомощности, потерянности. Когда человек испытывает такие чувства часто, а то и постоянно, это отражается на его психическом состоянии. Статистика, отражающая рост числа людей, переживающих дистресс, депрессию, указывает на дисгармонию человеческих отношений, причем не только в межличностной коммуникации, но и в целом отношений к профессиональной деятельности, к конкретным ситуациям и другим сферам жизнедеятельности.

При избыточном психическом перенапряжении в типичной ситуации человек способен проявлять агрессию, однако, будет ли она носить «доброкачественный» или «злокачественный» характер, по Э. Фромму, зависит от социальных условий жизни. При неудовлетворенности витальных потребностей человек склонен проявлять деструктивные формы поведения, независимо от уровня образованности. В фильме «Ной» словами героя изречена фундаментальная философская идея – «убить, чтобы жить, или убить, чтобы выжить». Исторические примеры воин, революций, государственных переворотов подтверждают данную позицию. И здесь на передний план выходят общечеловеческие духовные ценности.

Уже не философские рассуждения, но практика позволяет прийти к базовому выводу о том, что человек начинает истинно ценить то, что теряет (потерял). Так, потеря здоровья возводит его к основополагающим ценностям, престарелые ценят жизнь, а бедные  - деньги, люди, не имеющие подлинной свободы жаждут ее обрести, а имеющие ее не знают что с нею делать. Мы ценим то, чего не имеем, но не ценим то, что имеем. Не имея чего-то, нам кажется это важным, но лишь обладая желаемым, мы можем оценить его истинную ценность.

Одним из краеугольных камней сегодняшней российской действительности является резкое расслоение общества на сверхбогатых и бедных. Это порождает такие чувства, как зависть, злобу, на фоне чего социальные достижения преломляются и трансформируются. По сути, происходит подмена общечеловеческих ценностей. Так, некими критериями успешности становятся не дружба, а связи, не доверие, а деловые соглашения и договоры, не стать, а статус. Преданность продается и имеет свой денежный эквивалент, доброту воспринимают как слабость, истинную красоту подменяют искусственной, игнорируя последствия, которые отражаются на здоровье, под верой подразумевают религию, и мало кто готов взять ответственность на себя. Богатство души и нравственная чистота, искренность и трудолюбие низвергаются и высмеиваются, тогда как обладание способностями и навыками лицемерия, приспособления и конформности, способствуют продвижению по карьерной или социальной лестнице, и позволяют достичь социального успеха.

Если взрослый человек уже занял какую-то позицию в жизни: роль в семье, уважение среди социального окружения, должность/статус на рабочем месте или общественной жизни, а такая позиция определяется тем, что ты сделал, чего достиг, то молодое поколение пребывает в некоторой растерянности относительно перспективных направлений в своем развитии. Ориентируясь на социальные стереотипы успешности, дети, подростки, юноши, не умеют ценить достижения, потому что не имеют их в силу возраста. И в психике у несформированной личности происходит резонанс, внутренний конфликт между «хочу» и «надо».

Психологи указывают на адаптивность детской психики к внешним изменениям, по сравнению со взрослыми, и, вместе с тем, отражают возможность возникновения детской травмы относительно того, чего ребенок так и не смог принять – обиду, несправедливость, наказание и ущемление. Ребенок еще не может понять многих взрослых вещей, и когда он чего-то хочет, а родитель не может ему дать желаемое (независимо от того, чем мотивирует отказ), неудовлетворенность его потребности не коррелирует с чувством социальной справедливости, и, чтобы компенсировать недостаток, выбор исходит из эмоционального насыщения.

Чувство растерянности и потерянности, социальной нестабильности, которая выражается в раздражительности и запретах со стороны взрослых, имеет эффект заражения и передается ребенку. Сегодня дети недополучают естественной физической и интеллектуальной нагрузки, направленной на зону ближайшего развития по Л.С. Выготскому (радость открытия, чувство ненасыщаемости интереса и др.). Поскольку данные чувства непосредственно связаны с эмоционально-мотивационной сферой, компенсаторное удовольствие они получают от виртуального общения, компьютерных игр, просмотром фильмов с насилием, жестокостью и ужасами, вызывающих яркие эмоции. Когда смерть и разрушение становится привычным зрелищем, ребенок теряет чувство реальности, что способствует формированию патологических психических образований.

Родители сегодняшних детей ценят статусные достижения, власть, финансовую успешность, умение манипулировать. На уровне взаимоотношений в семье, родительские установки впитываются детьми как социальные ценности и становятся ориентиром для развития в указанных направлениях. Дети еще многого не понимают в жизни, но взаимодействуя со взрослыми, тонко чувствуют всю палитру эмоций, состояний и настроений. Когда родители говорят одно, а на поведенческом уровне демонстрируют противоположное, ребенок ориентирован на действия, на то, что он видит (системное и аналитическое мышление требует для развития дополнительных интеллектуальных и энергетических затрат, и при отсутствии привычки интеллектуальной работы, мозг не будет переосмысливать воспринятое). Таким образом, ценности, транслируемые окружающими взрослыми, родительские и семейные установки становятся для ребенка «путеводной звездой». Лишь с опытом понимаешь, насколько истинно ценными являются требования к достижениям детей со стороны родителей. Если анализировать отдельные сферы, то становиться очевидным, что обладать властью одновременно все люди не могут, как и быть сверхбогатым (раз есть сверхбогатые, значит есть и сверхбедные), если кто-то манипулирует, значит есть те, кем манипулируют и т.д.

Те, кому сегодня за 45 лет, в силу внешних социальных изменений, были вынуждены как-то приспособиться к новому образу жизни, их система ценностей пережила существенную переоценку, ведь воспитываясь на советской идеологии, сегодня они понимают, что личностные качества, которые были востребованы в то время, сегодня не приносят ничего, кроме разочарования. Обладая этим опытом, они учат детей быть более гибкими и хитрыми, хотя в душе чувствуют потребность в настоящей дружбе и верности, подлинных чувствах и справедливости.

Увеличение числа, детских и подростковых суицидов, наркотической и игровой  (компьютерные игры, интернет-казино и т.д.) зависимости, согласно статистике, говорят о том, что среди молодого поколения большую ценность несут не созидательные тенденции, а разрушительные, причиной которых являются внешние условия, о которых, в свое время, говорил Э. Фромм.

Таким образом, нестабильная ситуация в мире побуждает общество пересмотреть и трансформировать ценности, исходя из их востребованности, т.е. выбор ценностей сегодня продиктован потребностью в выживании в этом мире. Те ценности, которые позволяют приспособиться в наибольшей степени к внешним условиям, обретают статус «важных».

 

[1] Фрейд З. Влечения и их судьбы // Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. — М., 2006

[2] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004.

[3] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004.

[4] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004.

[5] https://ru.wikipedia.org

[6] https://ru.wikipedia.org

 

Елена Разумовская - Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, психодиагност, бизнес-тренер, профайлер, коуч

Связаться с автором статьи:

Психолог, Клинический и Юридический психолог, Психолог-эксперт, Психотерапевт, Коуч
Психолог-практик с широким охватом клиентов по возрасту, проблемам, Работаю с самыми сложными случаями (до онкологии). Психокоррекция поведения трудных детей и подростков. Независимо от ситуации клиента, вывожу его проблему в разряд ЗАДАЧИ для поиска наилучшего решения и выбора правильного в…

нравится ?
Отзывы и комментарии
отправить